---------------------------------------------------------------
     © Copyright Джек Керуак
     © Copyright Н.Шилова (shilova(а)list*ru), перевод
     WWW: http://home.onego.ru/~schiller/
     Date: 11 Sep 2003
---------------------------------------------------------------

     (перевод Н. Шиловой)







     Церковные  колокола разносят по трущобному  району  печальный воздушный
"Катлин", в то время как  я  просыпаюсь,  удрученный и мрачный, стеная после
очередного запоя,  и более всего стеная оттого,  что провалил свое секретное
возвращение  в  Сан-Франциско,  поскольку глупо напился, пока прятался среди
бродяг  на бульваре, а  затем отправился прямиком в Норт Бич, чтобы повидать
всех  хотя  мы с  Лоренцо  Монсанто  и  обменялись  перед  тем  пространными
письмами, выстроив план, как я тихо появлюсь, позвоню ему, используя кодовые
имена типа Адам Юлч или Лаладжи Палвертафт (тоже писатели), а потом он тайно
отвезет меня в свою тайную хижину в лесах Биг Сюра, где я мог бы побыть один
и  чтоб  никто меня не тревожил в течение шести недель, чтобы просто  рубить
дрова, носить воду, писaть, спать, гулять и т.д., и т. д.- Я же вместо этого
ввалился пьяный в его лавочку "Сити Лайтс" прямо в разгар вечерней субботней
толчеи, все меня узнали (невзирая  на то, что  я  был в  своей маскировочной
рыбацкой  шапке, в  рыбацком  плаще  и водонепроницаемых штанах),  и все это
выливается  в  буйную попойку  во  всех  знаменитых  барах,  чертов  "Король
Битников" вернулся  и всем  ставит  выпивку -  И  так  двое  суток,  включая
воскресенье,  день,  когда  Лоренцо   должен   был  подобрать  меня  в  моем
"засекреченном"  трущобном отеле  ("Марс" на  углу Четвертой  и Ховард),  но
когда он звонит, никто не отвечает,  он заставляет служащего открыть дверь и
что же видит: я валяюсь на полу среди бутылок, Бен Фаган растянулся частично
уже под кроватью, а на кровати храпит Роберт Браунинг, художник-битник  -  И
тогда он  говорит себе: *Я заберу его  на следующие выходные,  наверняка  он
хочет  побухaть  недельку  в городе  (как обычно,  я думаю)";  так вот он  и
уезжает в хижину в Биг Сюре без меня, думая, что поступил правильно, но Боже
мой,  когда я просыпаюсь,  а  Бен и Браунинг  уже ушли,  им  удалось  как-то
втащить меня  на  кровать,  и  я слышу "Я  Возьму  Тебя Вновь Домой Катлин",
которое так печально вызванивают колокола  там  в туманных  ветрах,  которое
разносится над  крышами жуткого старого похмельного  Фриско, уау,  вот  я  и
попался  и  не могу  больше влачить тело  свое даже ради  того,  чтобы найти
убежище в лесах, не говоря уж о том, чтобы хоть минуту оставаться в городе -
Это первая  вылазка из дома  (моей  матери), которую я  предпринял с момента
публикации  "Дороги",  книги,  которая  "принесла  мне  известность" и  даже
столько  ее,  что  в  течение  трех  лет  меня  сводили  с  ума  бесконечные
телеграммы,  звонки, просьбы,  письма,  посетители,  журналисты,  любопытные
(громкий  голос  вопрошает  в  полуподвальное  окошко в  ту минуту, когда  я
готовлюсь писать рассказ: "ВЫ ЗАНЯТЫ?"),  или случай, когда журналист влетел
наверх в мою спальню, когда я сидел там в одной пижаме, пытаясь записать сон
-  Подростки,  перепрыгивающие  шестифутовый забор, который я воздвиг вокруг
двора ради уединения - Вечеринки, когда бутылки летят в окно моего кабинета:
"Давай, выходи и выпей, если все работать и не отдыхать, Джеки идиотом может
стать!" - Женщины,  приходящие к моему дому со словами:  "Я не спрашиваю, Вы
ли  Джек Дулуоз,  поскольку  знаю,  что он носит  бороду,  Вы  не  могли  бы
подсказать, как мне  найти его, мне нужен настоящий битник на мою  ежегодную
"Шумную Вечеринку" - Пьяные  посетители, блюющие в моем кабинете и  ворующие
не только книги, но даже карандаши - Я и сам все это время пил, пытаясь быть
общительным и не отставать от всего  этого, но  в  конце  концов понял,  что
вычислен и окружен,  и что  остается либо  бежать назад в одиночество,  либо
умереть -  И тут Лоренцо Монсанто написал: " Приезжай в мою хижину, никто не
будет  знать"  и т.д.,  и  вот  я пробрался в  Сан-Франциско,  как уже  было
сказано,  проделав  3000  миль от своего  дома в Лонг-Айленде  (Нортпорт)  в
прелестном купе поезда "Калифорнийский  Зефир",  глядя,  как разворачивается
Америка на картине моего личного окна, по-настоящему счастливый в первый раз
за  три  года, проведя три  дня и  три  ночи  в  купе  за растворимым кофе с
сэндвичами - Вверх к Гудзонской долине и через весь штат Нью-Йорк до Чикаго,
потом равнины, горы, пустыня и в финале калифорнийские горы, все так  просто
и  как сон заставляет вспомнить  мои бедные суровые  путешествия по  трассе,
когда у меня еще не было столько денег, чтоб  ездить на трансконтинентальных
поездах (школьники и студенты по всей Америке думают: "Джеку Дулуозу 26 лет,
и  он  все  время  ездит  автостопом",  в  то  время  как  мне,  усталому  и
измученному, несущемуся в койке купе через Солт Флэт, почти 40) - Но в любом
случае такой замечательный  старт  по направлению  к  отдыху, который  столь
великодушно предложил милый старина Монсанто, и вместо того чтобы все прошло
тихо и гладко, я просыпаюсь пьяный, больной, тошнотный, испуганный, просто в
ужас приведенный печальной  песней  над крышами, смешавшейся  с  поминальным
плачем Армии Спасения, которая митингует внизу на углу:"Сатана - вот причина
твоего алкоголизма, Сатана - вот причина твоей аморальности, Сатана - везде,
трудится для того,  чтобы уничтожить тебя,  если ты теперь не раскаешься", а
еще похуже  этого шум старых пьяниц, блюющих в соседней комнате, скрип шагов
в  коридоре,  всюду стоны  - Включая  стон,  от  которого  я проснулся,  мой
собственный стон в  комковатой постели, вскрик, вызванный огромным гудящим в
голове "хуу-хуу",  которое,  словно  призрак,  мгновенно  оторвало  меня  от
подушки.



     И я обвожу  взглядом унылую  клетку, вот мой надежный рюкзак, тщательно
упакованный всем необходимым для жизни в лесу, включая миниатюрную аптечку и
нюансы питания,  и даже аккуратную  маленькую сумочку с принадлежностями для
шитья, очень  умно собранную милой  мамочкой (тут  и  безопасные булавки,  и
катушки, и специальные иглы  для шитья,  и маленькие алюминиевые ножницы)  -
Талисман-медальон  с изображением  Св. Кристофера, свитер,  носовой платок и
теннисные   тапочки  (для  пеших  прогулок)  -  Но  рюкзак  крепко  засел  в
рассыпанном  месиве бутылок, и  все  пустые, пустые бедняжки  из  под белого
вина, бочонки, битое стекло, ужас..."Одно быстрое движение, либо я пропал*,-
понимаю я, пропал в пьяной безысходности трех  последних лет, которая суть и
физическая, и духовная, и метафизическая безысходность, и ее ты не выучишь в
школе,  и неважно, сколько книг  об  экзистенционализме  или  пессимизме  ты
прочел,  или  сколько  кувшинов  видений,  вызванных  аяхуаской,  выпил, или
сколько  мескалина  принял,  или пейотлей  проглотил  -  Чувство,  когда  ты
просыпаешься в белой горячке, в страхе перед жуткой смертью, которая с шумом
капает из  твоих ушей, как  те  особые тяжелые сети,  что плетут тропические
пауки, ощущение, будто ты горбатый  грязный монстр, стонущий  под  землей  в
горячей испаряющейся  жиже, тянущей  вникуда  длинную жаркую ношу, ощущение,
будто  стоишь  по колено в кипящей  свиной крови, уф,  будто ты  по  пояс  в
гигантской сковородке, наполненной жирной коричневой помойной жижей, и нет в
ней и следа  мыла - Ты видишь в зеркале свое  лицо, выражающее непереносимую
муку, такое дикое  и полное печали, что нельзя даже  оплакать  это уродство,
этот провал, нет никакой связи с былым совершенством, а стало  быть нечего и
связать со слезами или чем-нибудь таким: словно вместо тебя  в зеркале вдруг
возник  "Странник"  Уильямса  Сьюарда   Берроуза  -  Хватит!  "Одно  быстрое
движение, или я пропал", и я вскакиваю и первым делом встаю на голову, чтобы
кровь  прилила к волосатым  мозгам,  принимаю душ в холле,  натягиваю свежую
футболку,  носки  и  белье, бешено пакуюсь, хватаю рюкзак и выбегаю,  бросив
ключ на доску, и попадаю на стылую  улицу, и быстро иду к ближайшей бакалее,
чтобы затариться едой на два дня, запихиваю ее в рюкзак и шагаю через пустые
аллеи *Русской Тоски*, где бродяги сидят склонив головы к коленям в туманных
дверных проемах унылой жуткой городской ночи, из которой я должен бежать или
иначе умру,  и прямо к  автовокзалу -  Через  полчаса  я в кресле  автобуса,
табличка гласит "Монтерей", и мы трогаем вдоль по чистому неоновому шоссе, и
я  сплю всю  дорогу, и просыпаюсь  удивленный и  бодрый вновь,  вдыхая запах
моря, а  водитель  трясет  меня: "Приехали, Монтерей" -  И, слава Богу,  это
действительно Монтерей,  я  стою сонно,  наблюдая  в два  часа  ночи смутные
маленькие мачты рыбацких  судов через дорогу от автобусной остановки. Теперь
все,  что  я  должен  сделать, чтобы  завершить свой побег,  это  преодолеть
четырнадцать миль побережья до моста через Ратон-каньон и войти в него.



     "Одно быстрое  движение, или я пропал", и  я  просаживаю 8 долларов  на
такси, которое везет меня вдоль побережья,  ночь  туманна,  но изредка можно
увидеть  звезды в  небе,  справа, там,  где море, хотя моря не видно, о  нем
только слышно от таксиста - "Что за местность? Никогда не видел".
     "Ну  так  увидишь сегодня - Ратон-каньон, говоришь,  ты  там осторожней
гуляй в темноте".
     "Почему?"
     "Ну просто зажги лампу, как ты говорил -"
     И  действительно, когда он выгружает меня у моста через  Ратон-каньон и
подсчитывает деньги, я чувствую что-то неладное, слышен ужасный  шум прибоя,
но не оттуда,  откуда  бы дoлжно, его можно было бы ожидать отовсюду,  а  он
поднимается снизу - Сам мост я вижу, но  под ним  ничего -  Мост  продолжает
линию прибрежной трассы с одного обрыва на другой,  прекрасный белый мост  с
белыми же перилами и бегущей посередине, так же как на шоссе, знакомой белой
полосой,  но что-то  не  так  - Кроме того, в  том  направлении, где  должен
начинаться  каньон,  лучи  зажженных фар  такси упираются поверх  нескольких
кустов в пустоту, такое ощущение, будто висишь где-то в воздухе, хотя я могу
видеть и дорожный грунт под ногами, и земляной откос, нависающий в стороне -
"Что  за черт?" -  Я  помнил  все указания маленькой  карты, которую  выслал
Монсанто, но  в  моем  воображении  это возвращение  в  убежище, домой  было
связано  с чем-то шаловливым,  буколическим, с приветливые леса и радость, а
не эта  воздушная ревущая тайна во  тьме - Когда отъезжает такси,  я,  стало
быть,  включаю  свою   свой   железнодорожный  фонарик,  чтобы  с   робостью
оглядеться, но его  луч, так же как свет  фар,  теряется в пустоте, на самом
деле это  батарейка жутко слабая, и я  с трудом вижу обрыв  слева -  Что  же
касается моста,  то  его я уж и совсем не вижу, разве только ряды светящихся
опор,  постепенно уходящих дальше в ревущую пучину моря -  Море шумит ужасно
громко, буквально  бросается  на меня с лаем,  как  собака,  из этого тумана
внизу, иногда оно гулко ударяет в берег, но,  Боже мой, где же этот берег, и
как может море находиться под землей! - "Остается только, -  соображаю я,  -
светить  фонариком прямо  под  ноги, парень,  и  следовать  за  фонариком  и
следить, чтобы его свет не  сбивался с дороги и  надеяться и молиться, чтобы
он высвечивал дорогу, которая будет здесь, пока есть свет", другими словами,
я  действительно опасаюсь, что сама лампа собьет меня с  пути, если я рискну
хоть на  минуту  поднять  ее  от  колеи  дороги  -  Единственное,  что  меня
удовлетворяет  в  этом зависшем  в высоте, ревущем  ужасе тьмы это  то,  что
прутья  корпуса  фонарика  отбрасывают  на  утес  слева  от дороги  огромные
качающиеся черные тени, поскольку  справа ( где от морского ветра извиваются
кусты)  теней нет,  нечему там свет отражать  - И вот я начинаю свой  долгий
трудный  путь, рюкзак за спиной, голова  склонилась вслед  за  лучом  лампы,
голова книзу, а глаза с подозрением взглядывают чуть вверх,  как у человека,
который  находится рядом с буйнопомешанным, но старается  не замечать  его -
Грунтовая дорога  идет  чуть  вверх, поворачивает направо, чуть  опускается,
затем внезапно устремляется выше  и выше  - К этому  времени шум моря далеко
позади, и в какой-то момент я даже останавливаюсь,  чтобы оглянуться назад и
ничего  не  увидеть  -  "Выключу-ка  я фонарь  и  посмотрю,  что  тут  можно
разглядеть";  я  буквально врастаю  ступнями  в дорогу - Ни  хрена, выключив
лампу, я не вижу ничего кроме смутного песчаного клочка под ногами.
     Пробираясь выше и дальше от морского рева, я вроде  начинаю чувствовать
себя более  уютно, но вдруг с испугом натыкаюсь на дороге на какую-то штуку,
останавливаюсь  и  протягиваю  руку  и  пододвигаюсь бочком,  это всего лишь
пастушья тропа пересекает дорогу  (железные стойки ее перегораживают), но  в
этот момент стремительный порыв ветра налетает слева, оттуда, где должен был
быть утес, я высвечиваю это место, но ничего не вижу. "Да что за черт!", "Не
теряй дороги",  говорит другой голос, пытаясь быть спокойным, я так и делаю,
но в следующий момент  слышу  треск  справа,  направляю  туда луч,  и  вновь
ничего,  только  кусты  потрескивают  сухо  и  предательски,  просто  кусты,
растущие на высокой стене каньона и очень удобные для обитания гремучих змей
- (это и была гремучая змея,  они очень не любят, чтобы  их будил среди ночи
горбатый монстр, плетущийся с фонариком).
     Но дорога  вновь ведет вниз, предательский утес вновь вырастает слева и
очень  скоро,  если мне не изменяет память и если  верить лориной карте, она
должна появиться, речушка, я слышу  ее  журчание  и  лепет там внизу, на дне
этой тьмы,  где я по  крайней  мере буду  на  земле и  смогу выносить порывы
ветра, налетающие сверху - Но чем ближе я подхожу к речушке, тем громче  она
шумит,  в то  время  как спуск  становится  все  круче,  так  что мне  вдруг
приходится лететь кубарем, и я начинаю подозревать, что рухну  в нее раньше,
чем успею ее заметить - Она шумит  подо мною, как гневная река,  вышедшая из
берегов  - Кроме того, здесь темнее, чем где бы  то ни  было! Тут  болотца и
жуткие  папоротники,  и  скользкие   бревна,  и  мхи,   и  опасные  заросли,
поднимается влажный туман, холодный, как дыхание смерти, огромные угрожающие
деревья начинают нависать над головой и царапать рюкзак - Я знаю, чем ниже я
скачусь, тем громче будет шум, и в ужасе представив, во что он  превратится,
я останавливаюсь и  слушаю, он нарастает, таинственно обрушиваясь на меня из
сердцевины  гневной битвы  темных  сил,  дерево  или валун  или  что-то  еще
ломается, все рушится, вся мокрая черная подводная грозная земля -  Я  боюсь
(afraid)  туда  идти  -  Я  ужасаюсь (affrayed), как  сказали бы во  времена
Эдмунда Спенсера, что буду ужален (frayed) кнутом, да еще мокрым - Скользкий
зеленоватый дракон проносится в кустарнике - Яростная битва не позволяет мне
сунуться дальше - Она идет здесь миллион лет, и мне нельзя нарушать эту тьму
- Она огрызается из тысяч ущелий, и чудовищные корни красного дерева опутали
всю  карту творения - Это  темный гул в  тропическом лесу, и  он не  желает,
чтобы жалкий  бродяга,  испуганно  ожидающий поодаль,  добрался до моря -  Я
почти  ощущаю, как присоединяется  голос  моря к этому шуму деревьев, но вот
мой фонарик, и все, что мне нужно, это следовать чудесной песчаной дорожкой,
что ниже и ниже спускается в эту бойню, и вдруг надежда, контур бревенчатого
моста, вот перила, вот речка четырьмя футами ниже; перейди  мост, бродяга, и
посмотри, что там на другой стороне.
     Брось  один  быстрый  взгляд на воду внизу, просто  вода  над  камнями,
маленький ручей, всего-то.
     И вот передо мной сонный луг с милыми добрыми воротами кораля и колючей
изгородью, где  дорога  сворачивает налево, но тут  я уже  расстаюсь  с ней.
Потом  перелезаю  через  изгородь  и оказываюсь на  милой песчаной  дорожке,
петляющей среди душистых зарослей вереска, словно я  наконец-то выбрался  из
преисподней в  милый старый Рай Земной,  и слава  Богу (и хотя минутой позже
мое  сердце вновь уходит в пятки при  виде  чего-то  черного  в  белом песке
впереди, но это всего лишь кучи, оставленные старым добрым мулом, нагадившим
в Раю).



     А утром (выспавшись в  белом песке у ручья) я вижу то, что так испугало
меня  во  время ночной  прогулки  по  каньону  - Дорога поднимается по стене
высотой  в тысячу футов, с резкими обрывами кое-где, особенно на пересечении
с пастушьей тропой,  карабкается все  выше, туда, где сквозь пролом в  утесе
видно,  как  ползет туман  сзади  из морского  залива, достаточно  страшного
самого по себе, как  если бы одной дыры для сообщения с морем было мало - Но
хуже  всего мост! Я медленно шагаю  в  сторону моря по дорожке вдоль ручья и
вижу  ужасно  тоненькую белую  полоску  моста и тысячи вздохов непреодолимой
высоты над лесочком, по которому я иду сейчас, невероятно, и чтобы заставить
сердце биться  от ужаса подходишь  к  узенькому уступу, по которому проходит
тропа,  а  гулкий прибой надвигается, обрушиваясь  белой пеной на песок, как
если бы находился выше того места, где ты стоишь, словно внезапная приливная
волна мира, способная заставить тебя отступить и бежать назад в холмы - Мало
того,  голубое  море  там, позади  гигантских  обрушивающихся  валов,  полно
огромных   черных   скал,   которые   вырастают,   словно    замки   древних
великанш-людоедок, и истекают черным илом, да здесь же миллиарды лет скорби,
и  огромный  утес  справа  со  слюнявыми  губами  пены  у  основания  -   Ты
высовываешься над милой и уютной лесной тропинкой, зажав  в зубах соломинку,
и  сплевываешь ее, чтобы  полюбоваться на  ее гибель  - И  оглядываешься  на
невероятную высь моста, ощущая саму смерть, и  не  без причины: под мостом в
песке позади утеса,  бля, сердце в пятки уходит:  автомобиль, сорвавшийся  с
моста дней 10 назад, пролетевший тысячу футов вниз и приземлившийся наконец,
все еще там, перевернутые ржавые шасси  в  драном хлюпанье  изъеденных морем
шин,  старые  спицы,  бывшие  сиденья,  из  которых  лезет солома,  одинокий
печальный насос, а людей уже нет -
     Повсюду  вздымаются  гигантские  локти  Скалы, в  них  прячутся  гроты,
взбивая пену, плещутся морские волны, гудят и бьются о песок, дно уходит все
глубже (здесь вам  не  пляж "Малибу") -  А  оборачиваешься и видишь приятный
лесок, что вьется  над ручьем, прямо как пейзаж  где-нибудь в Вермонте  - Но
стоит  посмотреть наверх, оглянуться назад,  Боже мой, ты  стоишь  прямо под
висящим мостом, бегущим тонкой  белой линией  от скалы к скале, а неразумные
машины мчатся по  нему, словно сны! От  скалы  к скале! Вдоль всего гневного
побережья! Так что позже, слыша  от кого-нибудь: "О, Биг Сюр, это, наверное,
прекрасно!", я  каждый  раз задумывался, почему  все говорят  о  его красоте
несмотря  на  и  вопреки  тому,  что  он  устрашающ,  вопреки  его  стонущим
блейковским   вершинам  мук  Творения,   его  перспективе,  когда  едешь  по
прибрежному  шоссе солнечным  полднем,  и  глазу  открываются  мили  и  мили
ужасного прибоя.



     В другом, мирном конце Ратон-каньона было даже страшновато, в восточном
конце, где под сенью нескольких странных деревьев Альф, домашний мул здешних
поселенцев, спал по ночам и видел мирные сны, просыпался, чтобы попастись на
травке,  а затем  медленно  преодолевал  расстояние  до морского берега, где
можно было видеть,  как  он  стоит  неподвижно  на песке у  самых волн,  как
персонаж  древнего  мифа  -  Позже я  прозвал  его  Альф-Священный  Ослик  -
Собственно  пугающей была гора, поднимавшаяся в восточном конце,  необычная,
похожая на бирманские  горы, с уступами  и прихотливыми террасами и странной
снежной шапкой на вершине, на которую я с  самого начала, даже когда был еще
здоров  и бодр, смотрел  с замирающим сердцем  ( а спустя шесть  недель,  во
время полнолуния третьего сентября, в этом  же каньоне я сошел с ума) - Гора
напоминала  о  моих   последних   навязчивых   кошмарах   в  Нью-Йорке,  где
фигурировала "Гора  Мьен-Мо", табуны  летающих лунных  лошадей в  поэтически
накинутых  пелеринках  кружили возле ее вершины на высоте тысячи  миль  (так
сказали во сне), а в одном из  кошмаров я увидел на верхушке огромные пустые
скамьи,  такие молчаливые  в  лунном  сиянии вершины  мира,  словно  на  них
сиживали боги  или великаны, но только давно  покинули  их,  так  что теперь
скамьи  были покрыты пылью и паутиной, а в расположенной неподалеку пирамиде
затаилось  зло, прятался  монстр с огромным  шумно  колотящимся  сердцем,  и
обычные дворники, еще более зловещие, грязные и оборванные, готовили пищу на
маленьких очагах - Узкие грязные норы, сквозь которые я пытался протиснуться
с  пучком  помидорных  стеблей,  обвившихся  вокруг  шеи  -  Сны  -  Кошмары
алкоголика -  Их повторяющиеся  серии крутились вокруг этой горы,  на первый
взгляд показавшейся прекрасной,  но  какая-то ужасная зеленая зреющая  тайна
опутала тропическую вершину, которая вознеслась над вечнозеленой страной так
называемого  "Мехико", а за  ней - пирамиды,  высохшие реки,  другие страны,
полные  вражеской пехоты и еще большей опасности  - хулиганов болтающихся по
улицам в воскресенье - Так что вид этой обыкновенной печальной горы вкупе  с
мостом  и автомобилем, рухнувшим с  шумом в  песок,  прежде  наверное дважды
перевернувшись  в воздухе, из которого  не торчали уже ни локти, ни в клочья
разодранные галстуки (напоминает жуткую поэму об Америке, которую можно было
бы написать),ох, уханье сов, живущих в старых  мрачных прогнивших деревьях в
той  дальней  стороне  каньона,  куда  я  всегда   боялся  заходить  -  Этот
непроходимо заросший  крутой утес  у основания Мьен Мо,  где таятся  пещеры,
которые даже индейцы в десятом веке наверное не исследовали, он  поднимается
к неуклюжим  мертвым деревьям среди кустарника, такого густого и высокого, и
зарослей  вереска, Бог знает какой  высоты - А сразу  за гранями утеса цвета
темного  винограда   -  огромные  грязные   тропические  папоротники   среди
восставших в спонтанной  забастовке хвойных деревьев, сам утес вырастает над
тобой,  в то  время  как  ты топаешь по мирной дорожке  -  И,  как  уже было
сказано,  океан  оказывается  выше того  места,  где  стоишь, как  порты  на
старинных гравюрах кажутся всегда  выше, чем  города ( о  чем с  содроганием
заметил Рембo) - Сколько зловещих комбинаций, включая летучих мышей, которые
позже стали  слетаться, когда я спал  в  детской кроватке на  веранде хижины
Лоренцо, и кружить над моей головой, иногда настолько низко, что я испытывал
суеверный  страх при мысли, что она может запутаться у меня в волосах, и эти
безмолвные крылья, как бы вам понравилось  проснуться среди  ночи и спросить
себя, глядя как  тихо  бьются над  вами крылья:" А  на самом  деле я верю  в
вампиров?" - Они  безмолвно летают вокруг моей освещенной в  три  часа  ночи
хижины,  где я  читаю (ради  Бога) (вздрагиваю)  "Доктора  Джекила и мистера
Хайда"  -  Интересно, однако,  как я  всего за  шесть  недель превратился из
безмятежного Джекила  в истеричного Хайда,  впервые в жизни потеряв контроль
над мирным механизмом своего разума.
     Но  ах, сначала  то были прекрасные дни  и ночи  сразу  после того, как
Монсанто свозил меня в Монтерей, привез обратно с двумя коробками еды и, как
договорились, оставил  в  одиночестве на  три недели -  В тот  первый вечер,
безмятежный и счастливый, я даже разглядел мощный свет его фар на мосту; луч
- жуткий  палец  - доставал до блестящего  дна той чудовищной высоты, я даже
проследил,  как он засиял над невспаханным  морем, в то время как я сидел  в
рушащейся темноте  у пещер в  своем  рыбацком облачении и записывал рассказы
моря  -  Хуже всего видеть  его отражение  на  этих  сумасшедших причудливых
скалах, где слышно  уханье  сов  - Знакомиться  со всем  этим,  привыкать  к
страху, к оседлой жизни в маленькой хижине с ее теплым очагом и  керосиновой
лампой, позволяя привидениям резвиться - Дом бхикку в лесу, ему нужен только
покой, и  он  обретет его - И все же я никогда не  узнаю,  почему после трех
недель  счастья,  покоя  и  адаптации  к этому странному  лесу моя  душа так
истощилась, когда я вернулся с Дейвом Вейном, Романой, моей девушкой Билли и
ее ребенком - Рассказывать стоит, только если я смогу все это осмыслить.
     Потому  что сначала все было  так прекрасно, даже  несмотря  на то, что
посреди  ночи, когда  я собирался  заснуть, из моего спального  мешка  вдруг
посыпались перья, и пришлось подниматься, проклиная все на свете, и зашивать
его при свете лампы, иначе к  утру он мог  бы быть совсем пуст -  И когда  я
склонился над иголкой в хижине, освещенной  огнем очага и керосинки, пытаясь
продеть  нитку, появились эти  чертовы крылья, бесшумно хлопая и  отбрасывая
тень в  этом  маленьком домике,  прилетел кровавый вампир -  Пытаюсь пришить
несчастную  заплату  на  мой  старый  рассыпающийся  спальник  (более  всего
пострадавший,  когда  я потел в  нем, подхватив лихорадку в отеле в Мехико в
1957 году,  после гигантского землетрясения),  нейлон весь прогнил от  этого
застаревшего  пота, но все  еще мягок, поэтому пришлось  отрезать  клапан на
старой рубашке и наложить на прореху  заплатку - Помню, как отвлекался среди
ночи от этой работы и уныло говорил:" Да, в аллее Мьен-Мо водятся вампиры" -
Однако огонь потрескивает, заплата пришита, на улице булькает и глухо бьется
ручей - Удивительно,  сколько  голосов  у  ручья  начиная от глухого буханья
литавр и  заканчивая тоненьким женственным лепетом  на мелководье, внезапные
хоры   и  голоса  из  глубокой  запруды,  сначала  меня  так  забавляло  это
круглосуточное разноголосое  бульканье ручья, позже в  кошмаре  сумасшествия
ночь превращалась в сплошное журчание и бред зловещих ангелов в  моей голове
- В общем, в конце концов к трем часам утра, когда мне было уже наплевать на
летучих мышей, я уже не  мог спать, слишком уж проснулся, поэтому  подбросил
дровишек в  огонь и  устроился  читать бесконечный  роман "Доктор  Джекил  и
мистер  Хайд",  чудесную карманную книжицу в кожаном переплете,  оставленную
умницей  Монсанто,  который, видимо, тоже читал  ее ночью широко  раскрытыми
глазами   -  На  рассвете  дочитываю   последние   элегантные  фразы,  время
подниматься, идти за водой к ручью и готовить  блинчики с сиропом на завтрак
- Говорю  себе:" А чего собственно париться,  если что-то  не так, например,
если спальник развалился среди ночи, будь  уверенней" - И добавляю:"  Ебаные
летучие  мыши" - Момент удивительного открытия, в тот день,  когда я остаюсь
один в хижине, готовлю свой первый завтрак, мoю первую посуду, дремлю днем и
просыпаюсь, чтобы сквозь бульканье ручья услышать восторженный звон тишины и
небес - Когда говоришь себе:"Я один", и хижина вдруг становится домом просто
потому, что ты приготовил в ней  еду и вымыл посуду  - Сумерки, религиозно и
девственно светит лампа, после того как  я тщательно отмыл в ручье калильную
сетку и вытер туалетной бумагой, которая так ее заляпала, что пришлось снова
мыть и на этот раз  сушить на солнце, на предвечернем солнце, которое быстро
исчезает за огромными крутыми  стенами каньона -  Сумерки, керосиновая лампа
освещает  хижину,  я  выхожу  и срываю несколько  папоротников,  похожих  на
папоротники из священной книги  Ланкаватары  и  одновременно  на  сетку  для
волос, " Смотрите,  сэры, какая прекрасная  сетка для волос!"  - Над стенами
каньона  плывет  вечерний  туман,  ширится,  закрывает  солнце,   становится
холодно, даже мухи на крыльце становятся такими же печальными, как туман над
вершинами - Отступает  день, и отступают мухи, подобно вежливым  мухам Эмили
Дикинсон, и с наступлением темноты засыпают где-то среди деревьев - Днем они
вместе  с  тобой  в  хижине,  но близится вечер,  и они со  странной грацией
продвигаются все ближе к открытой  двери - Где-то  невдалеке гудят трутни, и
кажется,  что они прямо  над крышей,  гудение становятся  все ближе  и ближе
(судорожно  глотаю слюну), ты  забиваешься  в  хижине и  ждешь, может быть у
каждого  из  двух тысяч  есть поручение проведать  тебя - Но потом  к  этому
гудению, которое, как большая вечеринка, случается  раз в неделю, привыкаешь
- И в конечном итоге все прекрасно.
     Даже  первая  пугающая  ночь  на  пляже  среди  тумана  с  блокнотом  и
карандашом; сижу на песке по-турецки  и смотрю на неистовство Тихого океана,
которое обрушивается на  скалы, которые  вздымаются посреди  бухты,  подобно
угрюмым  башням,  покрытым саваном  моря, посреди жаркой  бухты,  где  волны
бьются  в  пещерах, и поселения водорослей то всплывают, то  опускаются, так
что в фосфоресцирующем сиянии ночного пляжа ты видишь их плотоядный взгляд -
В ту первую ночь я сидел там, и когда  взглядывал наверх, видел лишь, что  в
кухне горит свет, на скале справа, где кто-то построил домик с видом на весь
ужасный Сюр, я знал лишь, что кто-то там наверху тихо и мирно ужинает - Свет
этого кухонного окна в домике наверху был похож на  свет  маленького слабого
маяка, ютящегося  на высоте тысячи футов над бушующим побережьем - Кто кроме
скучающего старого почтенного и безрассудно смелого
     Архитектора,  уставшего  бегать по  конгрессам, мог построить  этот дом
наверху,  когда-нибудь великая трагедия  в стиле Орсона  Уоллеса разыграется
здесь и  женщина-привидение в белой рубашке с криком сорвется с этой скалы -
Но на самом деле я вижу лишь свет на кухне и представляю себе тихий, нежный,
может  быть даже романтический  ужин там  наверху,  среди  воющего тумана, а
здесь внизу,  в этой кузнице Вулкана сижу я и грустно смотрю наверх - Целюсь
окурком "Кэмела"  в  старую  скалу, которой,  наверное, уже  миллиард  лет и
которая  вздымается позади меня  на  недосягаемую высоту - Окошко  маленькой
кухни  светится  на  самом  верху,  а  позади  поднимаются  уступы огромного
морского утеса, все глубже вдаваясь  в сушу, так что я открываю от удивления
рот: "Как будто собака лежит, эти задроченные огромные уступы этого сукиного
сына"  -  Поднимаются,  сметают  и пугают человека до смерти,  хотя что есть
смерть среди этих скал и воды.
     Я устраиваюсь со своим  спальником на  пороге хижины, но к  двум  часам
ночи все становится мокрым от тумана, поэтому  мне приходится  перебраться в
дом и  снова  устраиваться; разве  можно не дрыхнуть, как бревно, в одинокой
лесной  хижине, потом просыпаешься  поздно  утром  таким  свежим  и без слов
понимаешь  вселенную:  вселенная это  Ангел  -  Легко  говорить, когда  твоя
попытка бегства из грязного города
     увенчалась успехом - Но в конце концов  только в лесу  можно испытывать
ностальгию  по городам и мечтать о мрачных городских путешествиях, где тихие
вечера  развертываются, как Париж, не осознавая, как  это должно быть скучно
по  сравнению с первозданной невинностью здоровой  и  мирной  жизни  на лоне
природы - И я говорю себе:" Будь мудр".



     Однако  хижина  Монсанто  имела  свои  недостатки;  например, в оконных
проемах  были не сетки от  насекомых,  а огромные деревянные ставни, поэтому
если в сырые и пасмурные вечера оставить их открытыми, то становится слишком
холодно, а если  закрыть, то  ничего  не видно, и  приходится днем  зажигать
лампу - Но это было  единственным недостатком - Все остальное было чудесно -
Поначалу  так  забавно было  иметь  возможность  любоваться  днем  на сонные
вересковые поляны  в противоположном конце каньона,  зная,  что стоит пройти
полмили и внезапно окажешься  на диком ревущем побережье или, если надоест и
то и  другое - можно просто  сидеть на прогалине у пенька и мечтать - В лесу
так легко дремать днем или молиться местным духам:" Позвольте мне оставаться
здесь, я  хочу всего  лишь покоя", и эти туманные лики безмолвно  отвечают:"
Да"  -  И говорить себе ( если  вы, как я, озабочены  теософски) (по крайней
мере в то  время, перед тем как сойти с ума, я был  озабочен):" Бог это все,
что обладает  недремлющим  оком, как будто  спишь  и видишь  длинный  сон  о
каком-то невозможном  поручении,  а потом  вдруг просыпаешься  -  упс -  НЕТ
ПОРУЧЕНИЯ, все сделано  и забыто"  - И в радостном  потоке первых  дней я  с
уверенностью  говорил себе (никак не предполагая  того, что случится со мной
спустя  три  недели):"  Никакой  беспутной  жизни,   пришло  время  спокойно
наблюдать мир  и наслаждаться этим, сначала в лесу, потом молча прогуливаясь
и разговаривая с людьми по всему свету, никаких пьянок,  никаких наркотиков,
никаких  беспределов, никаких тусовок  с битниками, алкашами, наркоманами  и
всеми  этими,  никогда  больше  не спрашивать себя:"  О  за  что мучает меня
Господь",  вот  так  быть  одному,  путешествовать, разговаривать  только  с
официантами,  на  самом деле,  в  Милане,  Париже,  просто  разговаривать  с
официантами,  болтаться, не навязывать больше  себе агонию... настало  время
размышлять,  наблюдать,  сконцентрироваться  на том, что  после  всего этого
поверхность Земли, какой мы ее сейчас знаем,  покроется слоем мусора, как за
миллиард лет -  Да, поэтому побольше одиночества - Вернись в детство, просто
ешь  яблоки и  читай Катехизис,  сидя  на поребрике  среди ада,  освещенного
жаркими  софитами Голливуда"  (вспомнил  то ужасное время,  всего год назад,
когда  мне  в третий раз приходилось репетировать  чтение  своей  прозы  под
горячими  софитами "Шоу Стива Аллена" в студии Бербанка,  сотни  технических
служащих ждут,  пока  я  начну  читать,  Стив Аллен  в  ожидании  бряцает на
пианино, я сижу  там,  как  дурак, на  стуле  и не  могу ни слова прочитать,
вообще рта  раскрыть:" Ради Бога, Стив, мне не нужно РЕПЕТИРОВАТЬ" -"Нет уж,
давай, нам надо послушать тембр твоего голоса, ну в последний раз, я разрешу
тебе  не участвовать  в генеральной",  а я сижу  и не  могу в течение  целой
минуты слова вымолвить, а все смотрят, и в конечном итоге я говорю:" Нет, не
могу",  и иду выпить  чего-нибудь через дорогу) (  но ко всеобщему удивлению
вечером во время шоу я читал  прекрасно, и это так  поразило режиссеров, что
они  отправили  меня  погулять с голливудской звездочкой, которая нагнала на
меня  скучищу, пытаясь  читать  свои стишки и не желая  говорить  о  любви ,
потому  что  любовь в  Голливуде продажна) - И  так это замечательно:  долго
вспоминать  всемирную жизнь, просто сидя  или лежа  здесь  или прогуливаясь,
медленно  припоминая все  детали жизни, которые теперь, миллион световых лет
спустя,  приняли  вид  (как  это  должно  было  случиться  у  Пруста  в  его
запечатанной   комнате)  приятных   фильмов,   вызываемых  усилием   воли  и
проектируемых  для  дальнейшего  изучения  -  И  удовольствия   -   Когда  я
представляю, как Бог творит эту самую минуту, смотрит свое собственное кино,
коим являемся мы.
     Даже когда однажды ночью я счастливо собираюсь перевернуться на  другой
бок  и  возобновить прерванный  сон, и вдруг  крыса пробегает прямо по  моей
голове,  это изумительно, так как я беру  раскладушку, кладу сверху  большую
широкую  доску, которая покрывает обе  ее  части,  так что  мне  не придется
барахтаться  в  полотнище, помещаю на нее два  старых спальника, сверху  мой
собственный,  и  теперь  у  меня  есть  самая  изумительная  и  безопасная в
отношении крыс и по сути полезная - для позвоночника - кровать в мире.
     А еще я предпринимаю долгие любопытные прогулки в обратном  направлении
суши,  чтобы  посмотреть, что  есть  что,  поднимаюсь  на  несколько миль по
грунтовой дороге,  ведущей к одиноким ранчо и стоянкам логгеров -  Подхожу к
обширным грустным тихим  долинам, где можно  увидеть стволы  красного дерева
высотой  в сто пятьдесят футов, на верхушке сидит  иногда одинокая маленькая
птичка - Птичка балансирует там наверху, обозревая  туман и огромные деревья
- Можно увидеть одинокий цветок, кивающий с далекого утеса в противоположной
стороне каньона или похожий на лик Зевса огромный  нарост на стволе красного
дерева,  или  каких-нибудь  сумасшедших  маленьких  божьих  тварей,  которые
болтаются в запрудах ручья (водяные клопы), или одинокую изгородь с надписью
"М.П.  Пасси.  Границу  не  нарушать", или заросли  папоротника  в  капающем
сумраке красного дерева, и думаешь:"  Как далеко  тот поколения битников,  в
этом лесу" - И я бреду к родному каньону по тропинке мимо хижины к морю, где
на  побережье  под  тысячефутовым  мостом  пасется мул,  или  иногда стоит и
смотрит на меня  своими  большими карими глазами  Райского Сада - Мул, как я
говорил, по имени  Альф, питомец одного  семейства, поселившегося в каньоне,
он просто бродит из одного конца каньона, где  его  останавливают коралловые
изгороди,  к  дикому побережью, где его  останавливает море, и когда впервые
видишь его, кажется, что странный мул сошел с картин Гогена, он  роняет свой
черный помет  на ослепительно  белый песок,  этот бессмертный и первозданный
мул, владелец всей долины - Позднее я  даже нашел место его ночлега,  что-то
вроде  священной рощи посреди сонного верескового луга -  И я  скормил Альфу
последние  из своих  яблок, которые он принимал длинными  торчащими зубами и
отправлял в  свою  нежную шершавую  глотку,  никогда  не пережевывая, просто
смахивая  мое  яблоко  с  протянутой  ладони,  и  печально  трусил  обратно,
поворачивался,  чтобы  поскрестись  крупом  о дерево  широкими  эротическими
движениями, которые становились все сильнее  и сильнее,  и, в  конце концов,
мул стоял  с поднятым членом, который напугал бы и Вавилонскую  Блудницу, не
говоря уж обо мне.
     Странные были  и удивительные штуки,  как,  например,  роковая, в стиле
Рипли,  ситуация: здоровенное  дерево упало поперек ручья,  может  быть, лет
пятьсот  назад и образовало  мост, один конец ствола  теперь на десять футов
ушел  в  ил и опавшую  листву, странно, но из середины его  поднялось другое
дерево,  будто  выросло  из  безжизненного  бревна или  будто длань Господня
вставила его туда; не могу понять и глазею, яростно пережевывая целые горсти
арахиса  - (а несколько  недель назад я и головы не мог  поднять в Боуэри) -
Даже  когда  мимо  проезжает  машина  с   соседнего  ранчо,  я  наяву  грежу
сумасшедшими идеями типа: вот едет  фермер Джонс со своими двумя дочерьми, а
я  медленно  бреду, волоча  под  мышкой  шестидесятифутовый  ствол  красного
дерева, они удивлены и напуганы :"Не сон ли  это?  Может ли человек обладать
такой силищей?", спрашивают они меня, а вот и мой великий дзенский ответ:"Вы
всего лишь  думаете, что я  силен", и я волочу бревно дальше по дороге - Эта
картинка заставила меня долго  хохотать в лугах, поросших клевером - Я миную
корову, которая оглядывается на меня, жуя охапку сочной гречихи - Вернувшись
в хижину, развожу огонь и сижу  вздыхаю, и листья шуршат по тоненькой крыше,
в Биг Сюре  август - Засыпаю прямо в кресле, а  когда просыпаюсь, оказываюсь
лицом к  густым зарослям низеньких деревьев за распахнутой  дверью, и  вдруг
память  начинает извлекать  их  из  глубины  лет, каждую  группу,  ствол  за
стволом, все  их переплетения,  словно Родину, но  пока я пытаюсь разобрать,
что означает вся эта путаница, бумс, дверь  захлопывается у меня перед носом
- Я делаю вывод:" Я вижу лишь то,  что позволяет мне видеть дверь - открытая
или  закрытая"  - И поднимаясь с места, добавляю громким голосом английского
лорда, который так и так никто  не услышит:"  Что сказано, то пропало, Сэр",
произнося  "что"  как "шшшто"  - И  смеюсь весь ужин  -  Который  состоит из
картофеля,  запеченного  в  фольге, кофе,  ломтиков  колбасы,  изжаренных на
прутике над костром, яблочного соуса и  сыра  - И когда  я зажигаю лампу для
того чтобы почитать после ужина, появляется мотылек,  чтоб принять возле нее
свою смерть -  Я гашу ее, и мотылек засыпает на стене, не ведая, что я зажгу
ее вновь.
     Между тем, кстати  и однако,  каждый день холодно и пасмурно, или сыро,
холодно не  так, как на  Востоке, а  просто  каждая  ночь приносит туман: ни
звездочки не  видно - Но и это,  как  я  понимаю позже, может  быть чудесным
обстоятельством,  "сырой  сезон", и  остальные  обитатели каньона  (те,  что
приезжают на выходные) не показываются, и я на целые недели предоставлен сам
себе (поскольку позже  в  августе, когда  солнце одолело туман, я был  вдруг
поражен,  услышав  смех и шорохи по всей долине, которая  принадлежала мне и
только мне, а  когда  попытался выйти на  берег, чтобы  посидеть-поработать,
обнаружил  там целые отдыхающие  семейства,  причем  наиболее молодые из них
просто парковались у моста и спускались вниз)  (на самом деле большей частью
это были банды орущих  хулиганов)  -  Так вот,  тропический летний туман был
силен и, кроме того, когда солнце победило наконец в августе, началось нечто
ужасное,  штормовые порывы  проникли в каньон,  заставляя деревья шуметь так
оглушительно, словно среди них началась битва, от этого вся хижина тряслась,
и я просыпался - И это тоже способствовало наступлению безумия.
     Но самый замечательный  день был, когда  я просто забыл, кто я и где я,
это когда я с закатанными до колен штанами  стоял посреди ручья и  укладывал
камни и топляки, так чтобы ручей (рядом с песчаным берегом), где я набирал в
кувшин воду, перестал медленно сочиться через меловую отмель полную  водяных
клопов и превратился в  стремительный чистый  и глубокий поток - Я выкопал в
белом песке углубление и так расположил  камни под землей, что  мог  теперь,
воткнув туда кувшин, наклонять его горлышко против течения, и он  постепенно
наполнялся  чистой  проточной питьевой водой  безо  всяких  там насекомых  -
Соорудить канал, вот  как это называется  - И  поскольку русло стало  теперь
глубоким  и  быстрым, мне  пришлось  соорудить возле песчаного  берега также
нечто вроде  дамбы,  чтобы его  не  размывало - Так я  проделывал  все это и
укреплял  внешнюю  часть заграждения мелкими  камешками,  и под конец, когда
солнце уже заходило, я, с сопением склоняя  голову  над работой (  так сопят
дети, когда играют  весь день) начал  впихивать  мелкую  гальку в щели между
камнями,  так  чтоб вода не  просачивалась и не  размывала берег,  вплоть до
мельчайших щелочек, получилась отличная дамба,  которую я увенчал деревянным
настилом,  чтобы  все  могли  вставать на  колени и набирать  святую  воду -
Оглядывая в этот  момент  весь прошедший день от  полудня до  заката,  я был
поражен, увидев, кто  я, где я и что я делаю - Невинность одинокого индейца,
отделывающего каноэ в чаще леса  - А пару недель назад,  как я уже сказал, я
головы не  мог поднять там, в Боуэри, и все  думали,  что я что-то над собой
сделал - И счастливо напевая, я приготовил ужин  и вышел под туманное сияние
Луны (она рассеивала белый фосфоресцирующий свет) и восхитился новым быстрым
журчащим потоком чистой воды с чудесными бликами - "А когда исчезнет туман и
покажутся Луна и звезды, как это будет красиво".
     И  так  далее  -  Все эти  маленькие  радости удивляют  меня,  когда  я
возвращаюсь к  позднейшему ужасу  и вижу, как  все они изменились потом, как
стали зловещи, даже моя бедная маленькая деревянная платформа и канал, когда
затошнило мои глаза и желудок, и душа выкрикивала тысячи бессвязных  слов, о
- Это трудно объяснить, и главное не фальшивить.



     Потому что  на  четвертый день я  заскучал и с удивлением отметил  этот
факт в дневнике: " Уже скучно?" - Хотя  в таких  случаях меня всегда спасают
прекрасные слова  Эмерсона  (водной  из  тех  маленьких переплетенных в кожу
книг, в  эссе об  "Уверенности  в себе", где говорится:"...человек  уверен в
себе и весел, когда всю душу вложил в работу и сделал ее хорошо") (применимо
и  к  сооружению  обычных  нехитрых маленьких запруд,  и к  написанию  таких
больших  дурацких романов,  как этот) -  Слова, как  звук утренней  побудки,
разбудившей  саму  Америку, Эмерсон,  тот который  опубликовал Уитмена и еще
сказал:" Детство ни  от  кого не зависит"  -  Детская бесхитростность, когда
просто и счастливо живешь в лесу, не подчиняясь ничьим идеям о том, что надо
делать, что  должно  делать - "Жизнь - не  оправдание" - И  когда  пустой  и
злобный  филантроп-аболиционист   обвинил  его  в  слепоте  по  отношению  к
порождениям  рабства, он ответил:" Любовь издали  это  злоба  вблизи" (может
быть, у филантропа  были слуги негры) -  Так вот еще раз, я, Ти  Джин Малыш,
который резвится, пришивает  заплатки, готовит  ужины,  моет посуду ( у меня
все  время  чайник  на огне,  и когда надо  вымыть посуду, я  просто наливаю
горячую  воду в тазик, и добавляю мыло "Тайд", и замачиваю, и вытираю насухо
после  того, как минут  пять-десять  потру проволочной щеткой)  - По вечерам
думаю о бесполезности этой маленькой щеточки  из разряда тех медных мелочей,
что покупаются в супермаркете за десять центов и которые интересуют меня все
же гораздо больше, нежели бессмысленный "Степной волк",  который я читаю тут
в  хижине,  пожимая  плечами,  этот  старый  пердун размышляет о сегодняшнем
"конформизме"  и думает, что он великий Ницше, старый имитатор Достоевского,
опоздавший на пятьдесят лет (он ощущает себя изнуренным "персональным адом",
как он это  называет,  поскольку  ему  не  нравится  то,  что нравится  всем
остальным!) - Приятнее любоваться днем на оранжево-черные, как у Принсетона,
крылья бабочки - А лучше всего ходить ночью на берег и слушать шум моря.
     Может мне и не стоило выходить и так пугать и взвинчивать себя по ночам
на  берегу,  где любой смертный перепугался бы - Каждый  вечер  около восьми
после  ужина  я  надевал просторный рыбацкий  плащ  и брал  записную книжку,
карандаш и  фонарик  и  отправлялся  по тропе  (иногда  встречая  на  дороге
призрачного Альфа), проходил  под  пугающе высоким  мостом и смотрел  сквозь
туман  вдаль,  туда,  где океан  угрожающе  разевал  свою  пасть -  Но  зная
местность, я шел дальше, перепрыгивал береговой ручеек и добирался до своего
излюбленного  угла возле скалы, что недалеко  от  пещер, и, как идиот, сидел
там  в темноте,  записывая  звуки моря  на страницах  блокнота (секретарской
записной книжки),  белизну  которых  я  способен  был разглядеть в темноте и
стало быть мог быстро писать, не пользуясь лампой - Я боялся зажигать лампу,
чтобы не напугать людей там на вершине, поглощающих свой уютный ужин ( позже
оказалось,  что  там некому было уютно  ужинать, это плотники, включив яркий
свет,  сверхурочно доделывали дом) -  Еще  я боялся  пятнадцатифутовых  волн
прилива, но все же сидел там, надеясь в душе, что Гавайи не  предупреждали о
высокой,  как  Грумус, приливной  волне, идущей издалека, которую  я мог  бы
пропустить  в   темноте  -  А  однажды  я  все-таки  испугался  и  залез  на
десятифутовую глыбу у подножия скалы, и волны  набегали:"  Круто,  он  круто
врезался в  ворота" - "Роу, ру-у, реф-ф" - "Крауш-ш-ш" -  Так  звучат волны,
особенно по ночам  - Море говорит не  фразами, а обрывками фраз:" Который?..
тот что сплошь?.. тот же,  о,  буум"  - Я занимаюсь  этим, потому что Джеймс
Джойс этого  не сделал,  а теперь он уже мертв (и  я рассчитываю:" В будущем
году запишу  звуки атлантического  прибоя на ночных берегах  Корнуэлла  или,
может  быть, нежный шепот Индийского океана в устьи Ганга") - И я сижу там и
слушаю,  как на  разные  голоса  разговаривают  волны,  поднимаясь  и  вновь
скатываясь по песку:" Ка  бум, кирплош-ш, рваться веревочной снасти казарок,
все ли  ангелы мор-р-рские заарканены?"  и так далее - Иногда поглядываю  на
редкие машины, пересекающие высокий мост, и думаю, что бы они увидели в этой
тоскливой  туманной  ночи,  если бы  знали,  что  на  тысячу  футов  ниже  в
неистовстве ветра сумасшедший сидит в темноте, пишет в темноте - Так сказать
некий морской битник,  хотя  если кому-то  хочется назвать  меня битником ЗА
ЭТО, пусть попробует,  если осмелится  - Черные  скалы  будто бы движутся  -
Тоскливое и величественное  уединение;  говорю  вам, обычный человек  так не
сможет - Я Бретон! Я кричу,  и тьма  ответствует:" Les  poissons de  la  mer
parlent Breton" - Все таки я хожу туда каждый вечер, хотя мне  и не нравятся
эти  переживания,  это  мой долг (и,  вероятно,  это  свело меня с  ума),  я
записываю звуки моря и всю эту безумную поэму "Море".
     На  самом деле так  замечательно всегда оставлять это и  возвращаться к
гораздо  более  человечному  лесу, входить  в хижину,  где  все еще теплится
огонь,  где  лампа  Бодхисаттвы, на столе  бутылка  с  папоротниками,  рядом
коробка  жасминового  чая, такие  милые и человеч