У живописи есть свои категории, ибо у всех живописцев есть свои достоинства и недостатки. Нет художника, чьи картины не содержали бы увещания или предостережения, не показывали бы упадка или подъема [в жизни]. [Скрытое] в молчании и тишине тысячелетий может быть отражено как в зеркале в их картинах1.
Однако существуют шесть принципов живописи, и редко можно встретить мастера, могущего сочетать их все -- с древности и поныне каждый из живописцев преуспевал лишь в одном из них.
Что означают эти шесть принципов?
Пеpвый: звучание духа, движение жизни2.
Втоpой: способ кости, применение кисти3.
Тpетий: соответствие объекту, изображение формы.
Четвеpтый: подобие типу, наложение красок4.
Пятый: план и чертеж, место и положение5.
Шестой: передача копированием, следование образцам6.
Только Лу Тань-вэй и Вэй Се применяли полностью все эти принципы.
Поскольку всегда есть искусные и грубые картины, то не следует делить искусство на старое и новое. Поэтому, со всем уважением полагаясь на прежние и нынешние высказывания и следуя их оценкам, я по своему рассуждению распределил художников согласно вышеуказанным принципам. Может быть, переданное нам не слишком пространно, но об истоках живописи предание говорит лишь, что она произошла от богов и духов, их же никто не видел и не слышал...
1 То есть, любая картина имеет познавательную ценность; эстетическую же ценность Се Хэ признает лишь за теми картинами, в которых соблюден хотя бы один из шести принципов, излагаемых им ниже.
2 На протяжении многих веков делались самые различные попытки толкования первого принципа Се Хэ как в самом Китае, так и, по мере знакомства с китайской эстетикой, в Европе и США. Одни понимали "звучание духа" ("ци-юнь"), как сущность, жизненный дух, "трепет жизни" изображаемого, другие понимали "звучание духа" как душу художника, его "гений", заложенное в нем от рождения творческое начало.
3 Как установлено, вторая половина каждого положения Се Хэ является разъяснением первой его половины. Таким образом, второй принцип можно парафразировать: "применение кисти по способу кости", -- то есть Се Хэ признает линию, контур ("костяк") как основу изображения.
4 То есть использование цвета в соответствии с типом изображения.