Мариничева Ольга
Комсомольская правда, Москва, 18.12.1992
Спасибо за статью, Дэл (Андрей Ляндзберг)! | ||
НИКОГДА НЕ ПОЗДНО СТАТЬ РУКОВОДЯЩИМ ГНОМОМ
Пять лет назад они были романтиками. С ярко выраженным коммунистическим
«уклоном». В столе осталась стопка их писем. Леша Нечаев, двадцатилетний
руководитель московского ребячьего отряда «Рассвет», писал мне: «Ты знаешь,
отчаяние охватывает, когда понимаешь, что мы можем не успеть. Уж больно быстро
поднимаются опять фашисты. Слишком многие хотят тупо или эстетски развлекаться. Усиливаются позиции нэпмачей и государственных коммерсантов. А
все это, вместе взятое, работает на усиление мелкобуржуазной психологии. Очень
тревожно
»
Сейчас Леша Нечаев сам коммерсант. Довольно удачливый. Переболел ошибками
юности?
Пять лет спустя они так и остались романтиками.
В помещении их торговой фирмы «Флинт» рапиры и мечи у столов и портрет Че
Гевары по-прежнему на стене. А за дверью комната с рыцарской символикой,
витражами и геральдикой. Здесь пребывает Город Мастеров. В том же подвале, где
пять лет назад был ребячий клуб «Рассвет» со шхунами, парусниками и
барабанами. Тогда, кaк они считали, они растили комиссаров, революционеров на идеях и книгах детского писателя
Крапивина.
Теперь здешние обитатели называют себя просто мастерами. Мастерами Игры. А
коммерция существует для того, чтобы эти игры и этих мастеров финансировать, а
также бескорыстно помогать другим детским клубам. Ну и чтобы самим твердо
стоять на ногах.
Коммунизм кaк философия для меня больше не существует, признал Нечаев. И
с Анпиловым на митинги я не хожу. Но кaк часть культуры со своими образами,
песнями, чувствами он вo мне остался. Это кaк Робин Гуд, в которого я играл все детство. Куда я денусь от Робин
Гуда?
Как-то собрались с молодыми представителями Российской сырьевой биржи за
общим застольем, и вдруг все неожиданно и дружно затянули: «Сотня юных бойцов
из буденновских войск на разведку в поля поскакала». А в Лешкиной фирме почти все сотрудники бывшие штабисты, пионерские и комсомольские
активисты.
Что ж, известно, что комсомольские функционеры легко и успешно вписались в
коммерческие структуры. Но Лешка и его друзья никогда функционерами не были.
Скорее уж являли собой своеобразный педагогический андерграунд, хоть и с
«красными» идеями.
И сейчас они по-прежнему ведут сдвоенную жизнь: деловую, коммерческую и
волшебную, сказочную. Казалось бы, несовместимо. Но, может, именно этот разрыв
и помогает сохранить цельность внутреннего мира посреди обломков мира
внешнего?
Родословную своих ролевых игр они ведут от известного психиатра Морено.
Работая в клинике для душевнобольных, он однажды нанял для одного богатого
больного, считавшего себя королем, профессиональных актеров. И те стали
всерьез играть с ним в королевскую жизнь прежних веков. Не по заученным ролям,
а импровизируя на ходу. Изредка вводя в нее понятия и явления жизни
современной: «Ваше Величество, Вас к телефону». Метод оказался эффективным:
«короля» постепенно вывели в реальность. Утверждают, что сами актеры так вошли
во вкус «игры в жизнь», что вскоре неподалеку от клиники появился игровой
полигон: крохотный средневековый городок с древними постройками, старой
мельницей, турнирами. К нему потянулись не только больные, нo и здоровые люди: несколько месяцев в году работали на то, чтобы потом жить в этом
городе.
Вот что-то вроде такой второй игровой реальности создают и здесь, в Городе
Мастеров. Один из мастеров, молодой педагог Дима Нежданов, заметил: «Мне
теперь в обычном театре кажется даже странным, что люди по заученному тексту
работают».
Играли в Древний Рим, Древнюю Грецию, Средневековье, в революции. Теперь вот
уже почти два года играют в Толкиена. Организуют в разных городах хоббитские
игры. Хоббиты это такой славный народец, придуманный в нашем веке выдающимся английским писателем и филологом Джоном Рональдом
Толкиеном.
Удивительно, нo волшебный мир Средиземья, сочиненный писателем, оказался
настолько притягательным для молодежи в наше несказочное время, что в Америке,
Европе, а теперь и у нас родилось мощное толкиенское движение. В Америке еще в
60-е годы хиппи объявили книги Толкиена своей новой Библией, а переходы метро
покрылись надписями с именами его героев: «Фродо, мы с тобой!», «Гэндальф, не
уходи!»
В Городе Мастеров oкoлo двухсот адресов толкиенских клубов и обществ по всей стране, откуда приходят заявки на участие в хоббитских
играх.
Ярко освещенный домик в густой темноте Нескучного сада. Из темноты
выныривают фигурки юноши бережно склоняются, целуя руки входящим девушкам. А
те, усевшись в кресла, берут в руки гитары и по очереди поют протяжные,
красивые песни о древнем золоте, о черном коне, седой волне
Часть ребят в
соседнем помещении готовится к следующей игре, их руководитель Саша только что
приехал из Казани, с оргкомитета: «Значит, так. Эльфийские места все уже
заняты. Мы должны заинтересовать оргкомитет чем- тo необычным, чтобы нас
включили в игру. Оргкомитет состоит из гномов. Я предлагаю организовать почту
в Средиземье
» С хохотом и шутками придумывают, кaк ее организовать. Весело
выслушивают условия игры.
Детские забавы? Что-то взамен канувшей в Лету
«Зарницы»? «Я жуткий толкиенист, сообщил о себе семиклассник Василий, он
же Йантадил. И отец у меня толкиенист, и наша учительница литературы
тоже толкиенистка. А знаете, добавил он, понизив голос, по-моему, все это реально существует то, о чем в его книгах
сказано».
Очень важна, по-моему, сама потребность ребят и взрослых обрести через
Толкиена осмысленный, прочный, одухотворенный мир. На фоне современной
фантастики, напичканной техникой, электроникой, космическими войнами и
суперменами, Толкиен с друзьями тоже филологами и писателями, членами их
кружка в Оксфорде предложил совсем другой путь: к земле, в древность, в
глубину мифов и сказок, валлийских легенд, ирландских и исландских саг,
скандинавской мифологии и древнегерманского эпоса. Его герои живут в потоке
тысячелетий, идущих чередой с сотворения мира, а не на хрупкой скорлупке
сегодняшнего и завтрашнего дня, отрезавшего сознание современного человека от
его истоков.
Не потому ли и стала молодежь так истово играть сейчас в Толкиена именно
здесь, у нас, в России, что слишком невыносим для человека разрушенный мир, а собрать, склеить, «смоделировать» его возможно пока только в
игре.
Среди поклонников Толкиена очень много молодых программистов, очевидно,
именно потому, что речь идет о моделировании, но живой реальности, а не
просто компьютерной. Кроме фэнов, любителей фантастики, хоббитские игры
собирают и бывших хиппи, и осколки некогда мощного коммунарского движения.
Ребят с тягой к общинному строю жизни. На играх они строят настоящие крепости,
роют рвы, одеваются в кольчуги и шлемы. Они строят по Толкиену свой,
«правильный», кaк они выразились, мир. Потому что в нем, в отличие от
обыденности, очень жестко разделены добро и зло, светлые и темные силы. И
между ними яростная борьба, а не серое сосуществование. И хотя зловещая
черная тень Мордора крепости Черного Властелина все гуще разрастается над
Средиземьем, жива память о том давнем времени, когда в мире еще не воцарилось
зло. Жизнь, по Толкиену, далека от благодушия сказок со счастливым концом.
Наоборот, тьма, мрак, зловещий ужас сильны и могущественны. «Наш нынешний мир
суров и опасен, некоторые свободные земли затемнены, а любовь часто
оборачивается печалью нo становится от этого еще прекрасней», объясняют
эльфы хоббитам. А повелительница эльфов Галадриэль добавляет: «Мы
переправились чeрeз горы еще до того, кaк пали первые западные твердыни, и с
тех пор обреченно, без надежды на победу, однако не отступая, сдерживаем Зло».
В этом главная тональность Толкиена: «обреченно нo не отступая». Мне
кажется, именно эта позиция созвучна и спасительна сейчас для молодых людей,
остро чувствующих, кaк сгущается мгла над Россией. В противовес абсурду
современной жизни и искусства мир Толкиена полон смысла именно в
христианском, высоком значении, утраченном нашим веком не только у нас, нo и
на Западе.
Игры ведь тоже бывают разные. На днях по телевидению прошел сюжет, кaк группа
ребят 20-25 лет, в точности воспроизведя одежду, быт, оружие фашистов,
поселилась в Гатчинском районе в лесу лагерем. Они тоже «вжились в образ»:
бывший Слава считал теперь себя исключительно Карлом, кaк и все остальные,
переменившие имена. Жители соседней деревни в ужасе прятались от возродившихся
оккупантов. Да и в самой эпохе нашей есть что-то нестерпимо театральное,
бутафорское в новоиспеченных казаках, патриотах, энтузиастах Белого
движения, политиках всех мастей
Нет, лучше уж играть в Толкиена. Так честнее. Чистота жанра
соблюдается.
Для Леши Нечаева и его друзей игра кaк образ жизни стала альтернативой и
прежней, кондово-коммунистической идеологии, нo и нынешним, бюргерским
идеалом (1) новой эпохи. Вернее, поиском такой альтернативы. Толкиен сменил для
них революционных героев органично, без резкого разрыва и сжигания портретов
прежних кумиров. Миша Кожарин (2) , соратник Нечаева, по-прежнему убежден, что
они и в игре продолжают «строить общество будущего» просто уточнили за эти годы общий
замысел.
И вот они вкладывают деньги совершенно непрактично в строительство
сказочных, волшебных миров, эти странные «коммерсанты» в кольчугах и с
рапирами в руках. Есть у Лешки мечта: накопить такой капитал, чтобы можно было
купить кусок земли у моря и построить там настоящий рыцарский замок со рвами,
укреплениями, зубчатыми башнями. Вот тогда это будет настоящая игра! «Ну не дачи же себе в Крыму строить!» фыркнул он
пренебрежительно.
(1) От наборщика: так в газете, по-видимому, опечатка.
(2) От наборщика: так в газете.
Еще от наборщика: Похоже, статья была в оригинале чуть длиннее, в некоторых
местах прямо-таки просятся дополнительные слова, периоды и абзацы. Но, кроме
автора, вряд ли их кто знает
:-)
А вообще благое время начала развития Движения, когда можно было смешивать
толкиенизм и РИ, и даже разные клубы, не боясь быть обвиненным в неврубании в
ситуацию в тусовке!..
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )