Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta
Brilskie Spletni

МК-Бульвар (Москва) , N028, 10.7.2000
Ермил ЗАДОРИН и другие

КНИЖНЫЙ БУЛЬВАР

     Мода на фэнтези пришла в наши Палестины сравнительно недавно. Лет семь-восемь тому назад в молодежной среде признаком хорошего тона наряду, скажем, с потреблением импортных ликеров стало чтение сказочной фантастики. Книжки от почившего ныне в бозе питерского "Северо-Запада" в желтом супере с полосочкой уходили с лотков влет. Тут тебе и Муркок, и Ле Гуин, и Нортон, и, само собой, ДЖ.Р.Р.Толкиен. Народ с пылкостью заядлых охотников выискивал недостающие тома из серии и спорил до хрипоты - какой "Толкиен" лучше - "кирпичом" или же трехтомником (более продвинутся публика дискутировала над сравнительным анализом переводов). А потом на разрядах появились два пухлых тома, о которых ушлые книгопродавцы доверительно сообщали покупателям, что это "продолжение Толкиена, только гораздо круче". Называлось это все "Кольцо Тьмы", а написал сей гроссбух мало ному известный тогда Ник Перумов. Достоинства и недостатки перумовской саги - о них чересчур много высказывалось. В конце концов, дело это чисто субъективное. Одному нравится попадья, а другому свиной хрящик. Но, так или иначе, слава (с легким налетом скандальозности) к Перумову пришла и - хочешь не хочешь - сделала "по знаковой фигурой русского фэнтези.

    

     СКАЗКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ

     А что, собственно говоря, представляет собой фэнтези, эта литература "меча и посоха"? Если говорить упрощенно, то это современная сказка. Точнее, фантастическая сказка, или сказочная фантастика - кому как нравится. А вообще-то, это своеобразное пограничье между современной научной фантастикой и архаическими мифами. Пожалуй, можно смело утверждать, что как литературный жанр фэнтези давно и прочно состоялось, уйдя от science fiction в самостоятельное далекое плавание.

     Основным элементом фэнтези является существование некоего иного, параллельного нашему мира. в котором и развертывается действо. Этот мир живет по своим канонам, у него своя география, топонимика, мифология, свои законы. В этом мире помимо людей могут жить иные более-менее разумные существа: эльфы там, гномы, гоблины, тролли, а равно и прочая тварь. Как правило, описывая свои миры, писатели-фэнтезисты используют средневековый антураж: замки, рыцари, мечи, колдовство (куда без него? ). Другая составляющая фэнтези - это главный Герой (иногда их может быть два, бывает и больше - но редко). Он либо воитель(ница), либо колдун(ья), либо и то и другое в одном флаконе. И автор возлагает на своего Героя Миссию. Обычно речь идет о спасении ни много ни мало целой Цивилизации, а то и всего Мироздания. Не сумеет Герой выполнить Миссию - все! Впрочем, Герой на то и Герой, чтобы побеждать.

     На Западе фэнтези давно сделалось предметом серьезных литературоведческих исследований. Кое-что стало появляться на эту тему и у нас.

     Много споров вызывает проблема происхождения фэнтези. Прямыми прародителями жанра являются мифы и сказки - и от этого никуда не денешься. Поскреби фэнтези - отскребешь отблески скандинавских car, легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, а то и сказки "Тысячи и одной ночи". Ежели говорить о предках фэнтези поближе, то никакой четкости и определенности мы тут не углядим. Но все же можно увидеть зачатки современной сказочной фантастики в книгах немецких романтиков, в английском готическом романе, в приключенческих романах Хаггарда, в сказках Киплинга и лорда Дансени, в "ужастиках" Г.Ф.Лавкрафта, в фантасмагориях русских классиков. Кстати, о России - она, как известно, родина слонов, радио и электрической лампочки. И не только - некоторые выводят фэнтези прямиком из романтики Александра Грина (а почему бы нет? ). А чем, как не фэнтези, является знакомая всем с детства эпопея Александра Волкова про Волшебную страну (римейк романов американца Ф. Баума про страну Оз)?

     И все же, пожалуй, непосредственным родоначальником фэнтези в нынешнем его понимании стал молодой американец Роберт Говард, который в 1930 г. дал литературную жизнь новому супермену - Копану, варвару из Киммерии. После смерти Говарда кто только не брался за продолжение приключений Конана (Л.Спрэг де Камп и иже с ним). Впрочем, как писал Борхес, сколько бы мы ни рассказывали, мы всегда будем рассказывать только четыре истории. По прочтении же десятка-другого опусов про Конана приходишь к ощущению, что история рассказывается только одна.

     1937 год стал другой важной вехой в биографии фэнтези - английский филолог Дж.Р.Р.Толкиен выпустил "Хоббита". Написанная для детей сказка вызвала к жизни потом целый мир, именуемый Средиземьем.

     В 1950 году друг Толкиена и его соратник по литературному кружку "The Inklings" Клайв Степлз Льюис начал публиковать серию романов о королевстве Нарния, находящемся в одном из параллельных миров, куда попадают обычные английские мальчишки и девчонки ("Лев, колдунья и платяной шкаф", "Принц Каспиан" и другие).

     Еще через 4 года Толкиен выпускает в свет свое самое известное детище - сагу "Властелин колец". Это был фурор!

     И дальше пошло-поехало. Лавина. Ниагара фэнтезийного чтива хлынула на книжный рынок: Муркок, Ле Гуин, Желязны, Курц, Спрэгде Камп, Пирс Энтони, Танит Ли... Имя им легион. Одно плохо, что поперла халтура и чистой воды попса. Приятное исключение составляет совсем уж небольшая группка авторов, возвышающаяся над морем жвачной тягомотины. Но это проблема, видимо, любого литературного жанра - от научной фантастики до детектива.

     Приятно все-таки бывает порой вспомнить детство золотое - взял томик фэнтези, и... сказка...

     Ермил ЗАДОРИН

    

     10 ЛУЧШИХ АВТОРОВ ФЭНТЕЗИ с точки зрения "МК-Бульвара"

     1. Джон Рональд Руэл ТОЛКИЕН - "Властелин колец" (вкупе с "Хоббитом" и "Сильмариллионом"). Мастерски выписанный мир Средиземья - это нечто. Ноблесс, как говорится, оближ!

     2. Урсула Ле ГУИН - Тетралогия о Земноморье и маге Геде ("Волшебник Земноморья", "Могилы Атуана", "Дальний берег", "Техану"). Между прочим, последний куплет в старой песне БГ "Кад Год до" ("Только во тьме свет, только в молчании слово...") - это оттуда, из Ле Гуин.

     3. Роджер ЖЕЛЯЗНЫ - "Хроники Амбера", состоящие из двух серий - о принце Корвине ("Девять приняв Амбера", "Ружья Авалона", "Знак единорога", "Рука Оберона", "Двор хаоса") и о его отпрыске Мерлине ("Козыри судьбы", "Кровь Амбера", "Знак хаоса", "Рыцарь теней"). Долгоиграющие (в смысле - бессмертные) герои с завидной легкостью путешествуют по параллельным мирам между хаосом и порядком.

     4. Клайв Степаз ЛЬЮИС - "Хроники Нарнии". 7 романов о приключениях британских детишек фантастической стране ("Племянник чародея", "Лев, колдунья и платяной шкаф', "Конь и его мальчик", "Принц Каспиан", "Покоритель зари, или Плавание на край света", "Серебряное кресло", "Последняя битва"). Идеальное чтиво для юного поколения и не только. Плюс завуалированное изложение христианского учения.

     5. Теренс УАЙТ - "Король былого и грядущего". Дилогия о детских и взрослых годах короля Артура. Первая часть очень смешна, а вторая выглядит трагичной. По книге снят диснеевский мультфильм - так это профанация.

     6. Мери СТЮАРТ - Трилогия о Мерлине и короле Артуре ("Хрустальный грот", "Полые холмы", "Последнее волшебство").

     7. Эндрю НОРТОН - Серия романов о Колдовском Мире ("Паутина Колдовского Мира", "Трое против Колдовского Мира", "Колдунья Колдовского Мира" и другие).

     8. Мервин ПИК - "Горменгаст". Гротескный роман о мальчике Титусе, живущем в фантастическом замке Горменгаст. Весьма интеллектуальное чтиво.

     9. Майкл МУРКОК - Хроники Корума ("Валет пик", "Дама пик", "Король пик", "Бык и копье", "Дуб и баран", "Меч и жеребец"). Героическое фэнтези о путешествиях супергероя принца Корума по мирам.

     10. Фриц ЛЕЙБЕР - Сага о Фафхрде и Сером Мышелове (несколько десятков повестей и рассказов). Сплав героического и юмористического фэнтези.

    

     "По сути своей я - хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья, не изуродованный машинами сельский пейзаж, курю трубку, обожаю простую сытную еду... Я без ума от грибов, юмор у меня незамысловатый, я рано укладываюсь спать и поздно встаю. И мало путешествую".

     Джон Р.Р.Толкиен.

    

     Джон Рональд Руэл Толкиен родился 3 января 1892 года в ЮАР, где работал его отец. В момент его рождения планеты расположились весьма необычно: так бывает раз в 500 лет. Нептун, связанный с познанием тайн мира, медитацией, и Плутон, "отвечающий" за магию, сошлись в Близнецах и одновременно соединились с магической звездой Альдебаран. Определенно - это было знамение.

     Вырос Рональд в Англии, в сельской местности около Бирмингема. В школе изучал классическую литературу и англосаксонский язык. Увлекшись лингвистикой, он также выучил древнегерманский, староуэльский и древне-финский. В юношестве влюбился в девушку на три года старше его, которая позже стала его женой и с которой он прожил всю жизнь. Начало Первой мировой войны застало Толкиена на последнем курсе Оксфорда. В 1915 году он закончил с отличием Университет и пошел служить в звании младшего лейтенанта. На войне погибли почти все его друзья. Смерть сначала матери, потом друзей, разрушение английской деревни, война и любовь - были сильнейшими впечатленииями Толкиена того времени. Это подтолкнуло его написать в тетрадке свое первое произведение "Книга потерянных сказаний", которое впоследствии стало "Сильмариллионом". После смерти Толкиена его сын по незаконченным черновикам своего отца подготовил к публикации эту книгу. Это произведение задумывалось как эпос для Британии - Толкиену было жаль, что британцы не создали своего эпоса, как, например, у кельтов, финнов, скандинавов. Оно пропитано нежностью к природе, любовью и страхом войн. В нем Толкиен сделал свою первую попытку воссоздать существа, не подверженные смерти, - эльфов.

     После войны Рональд стал профессором в области англосаксонского языка и литературы в Оксфорде, где скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире. Ему было всего 34 года.

     В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом и записал "Хоббита", который был опубликован в 1937 году. "Хоббит" пользовался успехом, и Толкиену было предложено написать продолжение. Работа над трилогией заняла длительное время, и только в 1954 году мир увидел "Властелина колец".

     Когда в 1965 году американским читателям не хватило и миллионного тиража "Властелина Колец" и на стенах нью-йоркской подземки появились надписи "Фродо жив! ", стало понятно, что начался культ Толкиена. В конце 1966-го одна из газет сообщала: "В Йеле трилогия раскупается быстрее, чем некогда "Повелитель мух" Голдинга. В Гарварде она опережает "Над пропастью во ржи" Сэлинджера". На самодельных значках запестрели надписи: "Да здравствует Фродо! ', Тэндальфа - в президенты! ", "Идем в Среднеземье! ". Журнал "Дэйли Телеграф" в то время писал: "Большинство поклонников Толкиена - из породы высоколобых, но не только они любят его. Ему пишут и домохозяйки из Виннипега, и ракетчики из Вумера, и звезды эстрады из Лас-Вегаса. Отцы семейств обсуждают трилогию в лондонских пивных. Германия, Испания, Португалия, Польша, Япония, Израиль, Швеция, Голландия, Дания читают его на родных языках". Спустя двадцать пять лет трилогия была опубликована в России.

     "Властелин колец" был переведен на 25 языков мира и издан общим тиражом более 50 миллионов.

     Профессор, как называют Толкиена его почитатели во всем мире, умер 2 сентября 1973 года.

    

     ЖИВОПИСЬ

     Живопись фэнтези началась с книжной обложки. Сначала художники просто иллюстрировали романы и повести фэнтези. А потом оказалось, что направление вполне может быть самостоятельным. И, оторвавшись от книжных разворотов, живописные драконы, гномы, эльфы зажили своей жизнью...

     Первыми каплями в море фэнтези-картин стали обложки серии книг о Конане, вышедшие в начале 60-х из-под кисти итальянского американца Франка Фразетты. Его и принято считать родоначальником. А через 10 лет вышел первый "фэнтезийный" альбом художника, который вызвал огромный ажиотаж.

     Так что особенного было в этих картинах? Человек. Красивый первобытной красотой, силой, величием. Это может быть и варвар, стоящий над побежденным врагом, и прекрасная амазонка, сражающаяся с огромным драконом. И все это на фоне загадочного пейзажа с не менее жуткими существами. Художник воздействует на подсознание зрителя. Кому же не хочется быть сильным, ловким, красивым...

     Так сложился некий стереотип жанра в живописи, но разница у художников все-таки есть.

     Картины Бориса Валеджо (заслуженного мастера жанра) сочетают в себе грубость и чувственность, грозных воинов и романтический ландшафт с пугающе-причудливыми созданиями из чужого мира. Но особого внимания заслуживают его обнаженные женщины-воительницы. Недаром он в свое время изучал медицину - будучи внимательным к деталям и хорошо знакомым со строением человеческого тела, Валеджо удачно играет на похотливых желаниях публики. Его живопись смело можно отнести к эротической.

     Сходство же всех его амазонок объясняется тем, что они все списаны с одной модели - Джулии Белл, сотрудничество Валеджо с которой закончилось свадьбой. Он и ее научил рисовать.

     Картины Джулии переполнены движением, ее женщины более нежные, утонченные. В своих картинах она старается увлечь красотой битвы, смертельной схваткой за жизнь. Своих мужчин она рисует с мужа.

     Луис Ройо, не менее известный художник, также как и Валеджо, любит изображать обнаженных, атлетически сложенных женщин. Но в некоторых картинах Ройо идет на смелое сочетание фэнтези с элементами современного мира: пистолетами, космическими кораблями, монстровидными роботами. В общем, с атрибутами совсем не первобытного времени...

     В России жанр, конечно, тоже существует, но совсем недавно, всего лет шесть, и не так масштабно, как за рубежом. По аналогии с Западом наши художники начинают с обложек и иллюстраций, благо книжек и в нашей стране выходит предостаточно.

    

     КИНО

     Свое дальнейшее развитие фэнтези получил в кинематографе, который не смог обойти стороной столь заманчивую тему. Особого пика популярности фильмы-фэнтези достигли в конце 70-х - начале 80-х годов.

     Но в отличие от литературы, где все достаточно четко и ясно, в кино очень мало присутствует "чистого" фэнтези. Пожалуй, к самым известным фильмам можно отнести "Конан-варвар" и "Рыжая Соня" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Ведь кто же, как не он, идеально подходит к образу бесстрашного, сокрушающего всех и вся на своем пути героя. Во многом благодаря молодому накачанному Арнольду фильмы стали широко известны.

     Но такого же "чистого", без примесей, фэнтези в кино не очень много. Из наиболее известных можно назвать разве что "Женщину-ястреба" и "Сердце дракона". Даже "Горец", и тот включает в себя сцены современного антуража.

     "Индиана Джонс" и "Назад в будущее-2" являются смелым синтезом истории, твердого НФ и фэнтези. Вообще многие режиссеры эксплуатируют фэнтези в своем творчестве. Это и Жорж Мельес в "Путешествии на Луну", и Стивен Спилберг в "Тесных контактах третьей степени", и Ридли Скотт в "Бегущем по лезвию бритвы". Но, конечно, все эти фильмы относятся к фэнтези с большой натяжкой. Некоторые даже "Звездные войны" Лукаса относят к этому жанру.

     Как это ни странно, экранизации эпохального произведения Толкиена не было ни одной. Если не считать, конечно, сделанные в 1978 году мультфильмы "Властелин колец" режиссера Ральфа Бакши и "Хоббит" Джульса Басса и Артура Рэнкина. Оба этих мультика обругали и критики, и толкиенисты из-за "очень неуклюжего соединения мультяшек и живых актеров".

     Только в этом году режиссер Питер Джексон принялся за творение Толкиена, второе обещает увидеть свет в 2001 году. Вполне вероятно, что этот фильм сможет-таки возродить интерес к фэнтези.

     Сейчас в компании "НТВ-профит" работают над новым проектом "Волкодав", в рамках которого планируется создание художественного фильма по роману Марии Семеновой, а также, возможно, телесериала и мультфильма. Это первый в истории российского кино глобальный проект по фильму в жанре фэнтези. Съемки начнутся в 2001 году, а пока ведется подготовка: еще не начали шить костюмы и не определили исполнителей главных ролей. "Волкодав" будет создаваться на основе самых современных технологий, с использованием компьютерных разработок. Режиссер фильма -Джаник Файзиев (известный по "Намедни 1961-1991. Наша эра").

    

     Борис СТРУГАЦКИЙ: "Почему я не люблю фэнтези"

     - Фэнтези - это современная авторская сказка (в отличие от народной, фольклорной). Фэнтези я не люблю прежде всего за то, что оно оторвано от реальности. Фантастика тем лучше, чем сильнее связь с реальным миром, более четкие параллели. А чем фантастичнее - тем хуже. Фэнтези превратилось фактически в духовный наркотик - средство уйти из реальной жизни в несуществующие и невозможные миры. Будущее, на мой взгляд, за "реалистической фантастикой", описывающей реальный мир, лишь искаженный фантастическим допущением. Но будет существовать и "фантастическая фантастика", потому что всегда были и будут люди с дурным или просто неразвитым пока литературным вкусом.

     Но фэнтези, как, собственно, и фантастика, бывает плохое и хорошее. К хорошему я отношу "Дракона" Шварца. А все остальное... Толкиена я, конечно, читал. Вернее, пытался. Несмотря на всю его заслуженность и т.п., мне он показался скучным.

     Фото:

     Любимые герои Толкиена - Фродо и Гэнальф.

    

Отзывы
Напишите, что вы думаете об этой статье. Размер комментария не ограничен! Ваш отзыв будет добавлен при следующем обновлении
Начало

Темы

Рейтинг

Все сплетни

Все отзывы



Ну как впечатление?

Имя

E-mail

Адрес фото (в Сети)



Здесь может быть ваше имя

 
Связаться по e-mail Лэймар
Хранитель
 
Обновлено 12.10.2000

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов