Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta
Brilskie Spletni

НГ-ехlibris (Москва) , N033, 26.8.1999
Александр ВОЗНЕСЕНСКИЙ

НИК ПЕРУМОВ: "НЕИНТЕРЕСНО ПИСАТЬ, КОГДА Я САМ РАЗВЕСИЛ ВСЕ РУЖЬЯ..."

     В Америке - нематоды, в России - "Рождение мага"

     В начале писательской карьеры Ник Перумов прославился тем, что написал продолжение "Властелина Колец" Толкина "Нисхождение тьмы, или Средиземье 300 лет спустя". Тогда поклонники Толкина буквально разбились на два враждующих лагеря: за и против. Сегодня Перумов вполне самостоятельный, популярный автор фэнтези, со своими циклами с продолжениями, своим стилем, героями и, главное, своими собственными мирами. Последняя книга "Рождение мага" (М.: "Эксмо-пресс", 1999). Мы беседуем о том, почему Перумов почти забросил писательскую работу и вернулся к работе по специальности (биофизика), причем в Америке, почему и как он пишет и что ждать от него в будущем.

     - НИКОЛАЙ ДАНИЛЫЧ, вы, если еще не знаете, один из популярных авторов русской фантастики (судя по прилавкам). Сколько всего у вас вышло книг?

     - Моих собственных книг? Будем "гнуть пальцы"... Во-первых, дилогия "Кольцо тьмы" считаем за одну книгу. Потом три книги "Хроник Хьерварда" (у меня это название мира): "Гибель богов", "Воин великой тьмы", "Земля без радости". Далее вышло продолжение "Кольца тьмы" - роман "Адамант Хенны". Потом роман из серии "Техномагия" - это смесь фэнтези с сайенс фикшн: "Разрешенное волшебство" и продолжение "Враг неведом". Потом двухтомник "Алмазный меч, Деревянный меч" и, наконец, девятая книга - "Рождение мага", начинающая цикл "Хранители мечей". К этому можно приплюсовать две книги в соавторстве. "Не время для драконов" - написана вместе с Сергеем Лукьяненко, и это, конечно, больше юмористический роман, пародия и немножко самопародия.

     - А все остальные - серьезные?

     - Ну, да, конечно, - там решаются судьбы целых миров. Хотя и тут присутствует мир, который должен быть непременно спасен. Наконец, в соавторстве со Святославом Логиновым был написан роман "Черная кровь". Но здесь все было просто: Славе был нужен человек, который мог бы выписать батальные сцены. А весь замысел и идея принадлежат ему.

     - Для батальных сцен нужны специальные знания, работа с источниками и т.д. Какова, вообще, технология описания фэнтезийной битвы, но чтобы все было как в жизни?

     - Конечно, нужны источники, правда, все, к сожалению, черпают, как правило, из одних и тех же... Но когда пишешь подробно, нужно прорабатывать многие мелочи: работаешь с картой, устраивая этакую штабную игру. С другой стороны, здесь нельзя впадать в другую крайность сугубый реализм. В сказках ведь как: проедет Илья Муромец, сверкнет мечом там просека, поворотится в другую сторону, махнет копьем -там переулочек. И побил в одиночку всю рать силу великую... А если бы долго и нудно объяснялось, как Илья Муромец собирал ополчение, располагал засады на передовой, сторожевые и прочие полки, - было бы уже не то. Поэтому в сражение должно вмешиваться нечто, отрывающее нас от реальности.

     - В книге "Рождение мага" используются, такие, например, термины, как "локальная война". Что сейчас, мол (в том мире), не время глобальных войн, что наемники бродят по свету и т.д., и это вполне перекликается с нашей реальностью... Это сознательный ход? Как, скажем, Толкин писал "Властелина Колец", как бы осмысляя Первую мировую войну.

     - В "Кольце тьмы" я апеллировал к некоторым архетипам нашего сознания, причем не тем фольклорно-мифологическим архетипам, которые у Проппа или Афанасьева... Даже названия глав перекликались с известными нашему сознанию названиями: название одной битвы отсылало к фильму "Огненная дуга" (то есть к реальной Курской дуге)... Таким образом, я использовал аналогии (конечно, не прямые) с последней мировой войной. Ощущения распада, катастрофы. Если разговорить ветеранов по-настоящему (а не о том, как они сражались с криком "За Родину, за Сталина! "), можно услышать, что начало войны, то, что было летом 41-го, было для них настоящей гибелью целого мира.

     - Есть очень дорогой для меня проект, который я пишу уже несколько лет: роман в рассказах "Я, Всеслав". Там есть повесть, которую я пытаюсь написать в духе "окопной правды". Мне, войну не пережившему, это, естественно, трудно. Но фронтовики-то тоже молчат никто до сих пор не написал правды о войне, даже Некрасов, даже Астафьев.

     = У меня речь идет о совершенно конкретных боях 1-4 декабря 1941 года, последней попытке немцев прорваться к Москве вдоль шоссе Москва-Минск. Там тоже есть своя мифология, но случай-то реальный: как 3-я и 4-я московские дивизии Народного ополчения полностью погибли во время боя в ночь со 2 на 3 декабря, останавливая прорыв 17-й танковой дивизии вермахта. Это был последний резерв группы армий "Центр": свежая дивизия, 209 танков, 17 тысяч человек, артиллерия... А против них - примерно 7 тысяч ополченцев третьей очереди призыва - винтовка на пятерых, граната на десятерых, 4 сорокапятимиллиметровых орудия, полное отсутствие нормальной противотанковой артиллерии, авиационного прикрытия, танков, мин... И вот две эти дивизии, сформированные во многом из московской интеллигенции, встречаются в открытом бою с немецами, которые должны пройти сквозь них, как нож сквозь масло. Но происходит чудо: в ходе ночного боя сожжено 70 танков, обескровленная немецкая дивизия откатывается, а через несколько часов в бой вступают переброшенные 330-я и 331-я стрелковые дивизии знаменитые сибирские. И они отбрасывают немцев... Может быть, я что-то напутал в номерах, но это как раз сейчас медленно пишется. Нужно перелопатить массу архивов, а в архивах приказы командования Западным фронтом (то есть маршала Жукова) времени битвы под Москвой до сих пор засекречены. Чтобы получить к ним доступ, нужно личное разрешение министра обороны. Прошло 60 лет, и что там такое, я не знаю...

     - Насколько я понимаю, вы, работая сейчас в Америке, занимаетесь отнюдь не писательством...

     - Да, все банально и просто - надо зарабатывать на хлеб, а книги после 17 августа перестали кормить, и я уже несколько месяцев в Америке, работаю по специальности.

     - А специальность?

     - В дипломе - биофизик. 10 лет я занимался молекулярной иммунологией, медиаторами иммунитета. Сейчас занимаюсь биологией развития. Это, грубо говоря, эмбриогенез, развитие организма - от оплодотворенной клетки до взрослого состояния. Есть такие червяки - нематоды. Как мушка-дрозофила для генетиков, это любимый объект для моих коллег... Занимаюсь этим для того, чтобы жить, потому что писателю даже с немалыми тиражами в России трудно прожить. Либо он должен гнать по три книги в год. У меня получается не больше книги в год и то с предельным напряжением сил. Зато книга переходит из разряда работы в разряд удовольствия, что тоже важно. - Если проводить аналогии с биологией развития, в недре каждого романа, или, правильнее, каждого из миров, о которых идет речь в ваших книгах, должно лежать нечто аналогичное ДНК, откуда мир и произрастает. Так ли?

     - Это любопытный вопрос. В основе произведений лучшей советской фантастики, в основе шедевров братьев Стругацких, из которых мы все вышли, лежала мысль, что первична идея. Новая, оригинальная, социальная, научная, этическая, а дальнейшее и прочее: мир, герой, сюжет - вторично, и есть просто средство, которое и доносит до читателя некую глобальную идею. Я с этим в корне не согласен. Это позиция формальной, знаковой культуры, где главное информация, где писатель транслирует некий код. Для меня первичен мир, то есть в каком-то смысле материя. У меня буквально начинается с того, что я сажусь и рисую карту какого-нибудь безумного мира. С островами, реками, государствами, лесами. Откуда-то берутся их названия, а потом открывается некое окошко, и видится какая-то сцена. Так начиналась моя книга "Гибель богов". Одним росчерком пера появился континент, потом я увидел скалы, спускающиеся к морю, осыпи, уходящие в прибой, и шестерых всадников, едущих по этому прибою. Кто они были, куда ехали, зачем и почему - я не знал. Но картинка была красивая. И хотя я люблю сюжетные вещи, сначала нужен образ мира. Мне неинтересно писать, когда просчитаны все ловушки, и я сам развесил псе ружья, а потом гордо хожу и дергаю за спусковой крючок... Я не знаю, чем кончится роман.

     - Что вы сами читаете из фантастики? Мне кажется, кое-где у вас есть какие-то сюжетные параллели с Роджером Желязны.

     - Я люблю сэра Роджера, первое пятикнижие Амбера. Хотя сегодня, как в некоторой степени профессионал, могу сказать, что у него все напоминает компьютерную игру: угадай, кто в этой книге враг Корвина (придерживаясь "старого" прочтения). Сюжеты меня не очень впечатляли, хотя их должен прочесть каждый писатель-фантаст. А переклички возможны. Придумать абсолютно новое почти невозможно. Из наших обязательное чтение - Лукьяненко, Логинов, Даля Трускиновская. Может быть. самый талантливый человек в русской фантастике Маша Семенова: она написала абсолютно нереалистический характер в абсолютно реалистическом мире, так что все поверили и ни на миг не усомнились. Я люблю ее Волкодава. но это не мой герой. Я могу с ним спорить, но не хочу: он неправдоподобен до полной убедительности!

     Беседовал Александр ВОЗНЕСЕНСКИЙ

    

Отзывы
Напишите, что вы думаете об этой статье. Размер комментария не ограничен! Ваш отзыв будет добавлен при следующем обновлении
Начало

Темы

Рейтинг

Все сплетни

Все отзывы



Ну как впечатление?

Имя

E-mail

Адрес фото (в Сети)



Здесь может быть ваше имя

 
Связаться по e-mail Лэймар
Хранитель
 
Обновлено 12.10.2000

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов