Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta
Brilskie Spletni

ВМГБ "Советская молодежь" N18, 20, 2000 г.,
В. Сидоров, прислал ХЕЛЬГИ-НАЗГУЛ

РУССКОЕ НАСЛЕДИЕ АНГЛИЙСКОГО СКАЗОЧНИКА

     Что такое толкинизм и кто такие толкинисты

     "Жил-был в норе под землей Хоббит. Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная". С этих слов начинается знаменитое повествование Джона Рональда Руэла Толкина "Хоббит или Туда и Обратно", написанное им в 1937 году. И если "Хоббит" еще очень сильно похож на обычную сказку, то написанная позднее трилогия-продолжение "Властелин кольца" (1954-1955) больше напоминает философский роман.

     Действие всей саги происходит в Средиземье. Средиземье - мир, построенный на совершенно других принципах, нежели земной. Там живут гномы и эльфы, люди и хоббиты, всяческие колдуны, маги, темные силы и прочие сказочные и мистические персонажи.

     События всех частей романа Толкина разворачиваются вокруг маленького народа хоббитов - невысоких существ, подобных людям. Сюжет таков: один хоббит (Бильбо Бэггинс) находит волшебное кольцо, которое делает надевшего его невидимым и дает своему владельцу огромную силу над всякой нечистью. Постепенно, по замыслу автора, кольценосец должен утратить все свои хорошие черты и превратиться в полуживое создание, полностью зависящее от кольца. Так, в завуалированной сказочной форме, Толкин показал, как власть и богатство развращают людей. Однако, один из величайших магов того мира Гэндальф предупреждает хоббита о тайном действии кольца и Бильбо передает его своим родственникам, чтобы те уничтожили кольцо, выкинув его в вулкан. Собственно путешествие к вулкану и занимает все повествование. В романе есть множество интересных захватывающих моментов: битвы, заговоры, предательства, описания разных стран, через которые приходится пройти героям и многое другое. Книга привлекает читателей тем, что ее содержание очень реалистично: подробно расписаны все детали быта, одежды, структура общества и т.д. К тому же, Толкин создал историю Средиземья - "Сильмариллион", придумал языки населявших его племен и нарисовал подробные карты местностей, описанных в саге и "Сильмариллионе".

     Эта книга имеет своих поклонников во многих странах, в том числе и в России. Существуют клубы, собрания, ассоциации читателей Толкина. На его имени делается многомиллионный бизнес - издаются многократные огромные тиражи его произведений, энциклопедии и атласы Средиземья, ставятся спектакли и создаются мультфильмы, изготавливаются сувениры, взятые из его произведений. Все это еще больше увеличивает интерес многих слоев населения (но в основном молодежи) к толкинистам (поклонникам Толкина).

     В нашей стране интерес к произведениям Толкина появился с 1976 г., когда на русский язык была переведена повесть "Хоббит", прелюдия к трилогии "Властелин колец", перевод первого тома которой в СССР увидел свет в 1982 г. Одним из первых почитателей Толкина у нас стал ленинградский студент кафедры биофизики политехнического института Николай Перумов (кстати, потомственный дворянин). Он прочитал все оригиналы произведений английского фантаста и лично перевел "Властелина колец". В процессе перевода у него рождались собственные наброски, из которых в 1987 г, и начало рождаться "Кольцо тьмы", свободное продолжение "Властелина колец", где действие происходит в Средиземье триста лет спустя. Главные герои здесь - опять хоббиты, которые пытаются предотвратить угрозу военной экспансии армий Востока, убив предводителя этой армии Олмера, воссоздавшего заново Кольцо Всевластья. Правда, у Перумова хоббиты не смогли выполнить свою задачу, так как, по воле автора, сами духовно переродились, поняв, что время Запада прошло и настало время молодых племен Востока.

     "Кольцо Тьмы" вызвало столько откликов и разнотолков, что всем стало понятно - произведение получилось незаурядное, со своими понятиями добра и зла. Если у Толкина мир делится на два четких полюса - "светлый" и "черный", где зло конкретно и понятно, а добро потому и добро, что борется со злом, то у Перумова мир предстает обычной средней массой, где нет четкого деления на "темные" силы и "светлые", где не всегда добро побеждает зло, где само зло в гуще событий превращается в добро, и наоборот, и где земля состоит из множества мнений, полюсов и оттенков "черного"и"белого". Зло Толкина у Перумова - это не чистое зло, а выражение своей свободы и независимости от "доброй воли" разных сил, толкующих добро по своему. Не зря в уста одного из главных героев своей трилогии "Кольцо Тьмы" ("Эльфийский клинок", "Черное копье", "Адамант Хенны") Олмера Ник Перумов вложил такие слова о власти добра (эльфов): "Да, они Перворожденные, но кто дал им право распоряжаться нашими судьбами, судьбами целых народов".

     Главная проблема перумовской трилогии - восстание человека против судьбы, рока, предначертанного добром, потому что человек свою судьбу всегда делает сам. Так было во все времена и так должно быть до скончания веков. Именно из-за такой философской концепции и продолжаются споры любителей фантастических учебников жизни. Одни увидели в "Кольце тьмы" покушение на святыню, другие нашли в нем отражение своих мыслей, третьи - просто сказку.

     Баталии вокруг этих противоположных по сути трилогий ведутся не только с помощью критических статей и выступлений. Известны случаи, когда в Москве даже проходили побоища между молодыми поклонниками Толкина и Перумова; но про них чуть позже.

     Мне кажется, что перумовское понимание мира гораздо более ближе подходит к русскому менталитету, чем у Толкина. И это понятно, ведь Джон Толкин был профессором англосаксонской литературы Оксфордского университета, где свято чтутся старые добрые английские традиции и где приоритет отдается не интересам народа и государства, а непонятным "общечеловеческим ценностям", которые больше всего соответствуют интересам правящей элиты. А русский народ всегда предпочитал простые и бесхитростные понятия правды и свободы. Не случайно известный советский писатель В. Иванов словами своего героя говорит:

     "Живя для жизни, росич всегда выбирает свободу. Нет смерти, Ратибор". Славяне всегда знали, что от добра, добра не ищут и поэтому на Руси не приживались "добрые" христиане-миссионеры, пока огнем и мечом их не стали насаживать сверху "добрые" князья.

     Основные столкновения и противоречия в трилогиях Толкина и Перумова идет по линиям Восток-Запад, Азия-Европа, где врезаются друг в друга два противоположных философских миропонимания, в основе одного из которых лежит личное счастье себя и своей семьи, а другого - счастье своего рода и племени. Именно поэтому потомки славян и восприняли сначала мир Толкина, а затем мир Перумова.

     С недавних пор в России появилось много толкинистов, людей, пытающихся воплотить сказку в жизнь. Они делают себе костюмы, взятые не только из произведений Толкина, оружие - мечи, щиты, кольчуги, шлемы, луки и так далее. Периодически толкинисты проводят свои тренировки или собираются на Всероссийские хоббитские игры. В прошлом году игры проходили возле деревни Михайловский Завод в Свердловской области. За участие в играх каждый участник заплатил 10 долларов. Всего приехало около 700 человек из Москвы, Ленинграда, Брянска, Казани, Перми, была даже команда из Израиля, В лесу на территории 12 км2 были выстроены крепости "темных" и "светлых" сил, два кабачка - "Резвый пони" и "Мое сокровище", где, кстати говоря, российские деньги не действовали. Чтобы посидеть в кабачках, нужно было рубли поменять на "золотые марки", односторонние купюры по типу долларов, но с красной печатью, чтобы не подделали.

     Игра представляла собой стычки отрядов "темных" - орков и "светлых"-эльфов. Сопровождали отряды мастера - люди с толкинистским опытом, которые выполняли роли помощников и судей. Все это действие напоминало пионерскую игру "Зарница", но со средневековым и фантастическим уклоном. Вместо автоматов и пушек - мечи и магия. Честно говоря, игра не совсем безопасная, потому что увлеченный толкинист в разгар какой-нибудь битвы на мечах забывает об осторожности и рубится так, как будто от этого зависит его жизнь. Не знаю, были ли на последних хоббитских играх переломы и ушибы, но на тренировках они уже неоднократно встречались. За нанесение увечий нескольким человекам уже пригрозили, что их исключат из клуба, но пока никого не исключили.

     "Убитых" в играх определяет мастер, если доводы противника ему покажутся убедительными. Всех "мертвых" на играх отправляли в "мертвятник", где убитые "эльфы" проводили 10 часов, а "орки" - 8 часов. Такое неравенство было организованно потому, что людей, сражающихся за "темные" идеалы было гораздо меньше, чем "эльфов". Несмотря на это "темные силы" победили, так как при подготовке к сражениям у них царила военная дисциплина-четкое расписание, дежурства, тренировки. По этой причине многие из "орков" обещали на следующие игры приехать "эльфами". В целом было очень интересно. К тому же, ребята отдохнули и закалились без постоянной родительской или воспитательской опеки...

     Толкинисты - это люди, полностью погруженные в жизнь выбранных ими героев. По словам одного толкиниста, когда во время "магичек" (игры, в которой принимают участие маги) у какого-то "эльфа" спросили его телефон, он не понял, чего от него хотят, так как ребята договариваются на время игры забывать о современной цивилизации и с головой уходить в средневековье.

     Романтика всех этих боев и походов так увлекает молодежь, что все свое свободное время они стараются провести в специально для этого созданном "Клубе ролевых игр", который недавно появился и в Брянске. К слову, этот клуб находится по соседству со штабквартирой фашистской организации РНЕ и фашисты уже пробуют влиять на толкинистов, хотя из этого ничего не выходит.

     Причина такого увлечения толкинизмом, я думаю, кроется в том, что каждое поколение ищет своих героев. А в современной России нет людей или идеалов, которым молодежь могла бы подражать. От экономических трудностей и политических перепалок люди уже давно устали. Именно поэтому пожилые люди уходят в жизнь "мыльных опер", а молодежь одевает форму солдат времен Отечественной войны 1812 года или погружается в мир Средиземья, где на всех хватит рыцарей, походов и побед, где со злом борются не с помощью парламентов и судов, а сталью мечей и копий, где предателей и бандитов убивают сразу, а не делают им помилований и амнистий и где, самое главное, всегда побеждает справедливость.

     Года два назад в одной передаче я слышал, что в Москве появились поклонники Перумова, которые, в отличие от толкинистов, опираются на противоположные философские традиции, о чем уже говорилось. Организация у них примерно такая же, как и в "Клубе ролевых игр", только принципы ее построения более военные. Что же касается побоищ между этими молодежными организациями, то, по крайней мере, одно уже было в Москве, но чем оно кончилось, мне не известно.

     У толкинизма есть свои отрицательные стороны. Толкинисты очень сильно удалены от реальной жизни, их мало волнуют насущные проблемы и поэтому к политике они никакого отношения не имеют. Члены этого и подобных им движений увлечены, как правило, своими внутренними проблемами, Я, конечно, не требую, чтобы все толкинисты немедленно начали вступать в какую-нибудь политическую партию. Однако они могли бы больше внимания уделять своему миру и решению своих земных проблем. А то может получиться, что Россия и на самом деле окажется в средневековье.

     В. Сидоров, член ВМГБ, г. Брянск.

    

     От редакции:

     "Демократической" власти России больше ничего не надо, кроме как развести народы по национальным квартирам, столкнуть их в братоубийственных войнах; заставить людей гоняться за "золотым теленком", делать деньги, смотреть по телеящику пошлятину - от дебильных "Санта-Барбар" до эротики и откровенной похабщины..., - в общем, заниматься всем, чем попало, лишь бы не политикой. "Политика - это грязное дело, ей занимаются только подлецы и дураки", - вещают нам "мудрецы от демократии" по телеящику. Однако, для нас политика - это не профессия; это - суровая необходимость, к которой нас привело осознание того, что в обществе вершится несправедливость. Мы не занимаемся политикой - занимаются ей Жириновские, Зюгановы, Явлинские, Строевы и иже с ними, и эти их "занятия" щедро оплачиваются. Мы же боремся, ведем борьбу с правящим режимом, с капиталистическим строем. Мы ведем борьбу за будущее наших с вами детей и внуков, чтобы и они могли повторить крылатую фразу знаменитого писателя "Человек - это звучит гордо".

     Вполне естественно, что правящий режим всячески старается не допустить до политики прежде всего именно молодежь. Потому, что там, где молодежь активно включается в политическую борьбу, довольно быстро происходит скачок к революционной ситуации, что чревато большими неприятностями. Самый последний пример - не так давно индонезийские студенты свалили режим матерого антикоммуниста Сухарто. Происходят жесткие столкновения революционной молодежи Индонезии со "стражами правопорядка" и ныне... Активно борется за право курдской нации на самоопределение Курдская рабочая партия, костяк которой тоже составляют молодые борцы... Происходят жестокие столкновения студентов Южной Кореи с полицейскими и войсками регулярной армии страны... Примеров активного участия молодежи в революционной борьбе можно приводить еще очень много.

     Для того, чтобы помешать нашей молодежи стать на путь борьбы с режимом и придуманы различные организации начиная от всяческих сект, делающих из людей зомби, отучающих их мыслить и думать, кончая теми же толкинистами. Не спорим, в некоторых из них есть (как у тех же толкинистов) и здоровое начало. Но оно в большинстве случаев столь ничтожно, что едва заметно под микроскопом действительности...

     Поэтому мы призываем молодых людей становиться на путь борьбы с правящим режимом, вступать в ряды молодежных революционных коммунистических организаций, одной из которых является Всесоюзная Молодая Гвардия Большевиков. Те, кто хочет романтики, прямого действия, настоящей борьбы, может смело вступать в наши ряды - ряды борцов против капитализма, за построение общества социальной справедливости.

    

     (Примечание Хельги-назгула: статья опубликована в брянской газете ВМГБ "Советская молодежь" NN18, 20, 2000 г.; рисунок, изображающий Сэма и Шелоб, сопровождается подписью "Бой Фродо с пауком").

    

Отзывы
Напишите, что вы думаете об этой статье. Размер комментария не ограничен! Ваш отзыв будет добавлен при следующем обновлении
Начало

Темы

Рейтинг

Все сплетни

Все отзывы



Ну как впечатление?

Имя

E-mail

Адрес фото (в Сети)



Лютик
froco
Lexa
Strange_R
Ленэль
Нимроквен (Юрий), человек, ходящий на выборы
Эстера
Vladimir
Здесь может быть ваше имя

 
Связаться по e-mail Лэймар
Хранитель
 
Обновлено 12.10.2000

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов